Актуально Гаджеты в школе: запретить нельзя оставить...

3 сентября 2018, 12:38

Сегодня, несмотря на календарь, в некоторых регионах страны школьники первый раз пошли в школу. А накануне президент России Владимир Путин заявил о том, что обсудит вопрос запрета использования гаджетов в учебных заведениях с министром просвещения Ольгой Васильевой.

Именно министр просвещения выступила с предложением запретить использование гаджетов в процессе обучения в школах. В. Путин признался, что не знает, насколько эта идея эффективна, и пока не понятно, так ли на самом деле необходимо запрещать электронные устройства в школьных стенах. "Всё запретить невозможно. Нужно просто понять, как то или иное явление, те или иные достижения можно использовать для процесса обучения", – сказал В. Путин. И в завершение своего ответа пообещал, что обсудит этот вопрос с самой О. Васильевой.

Ранее на общероссийском родительском собрании министр заявила об идее обязать школьников сдавать свои смартфоны перед началом урока и напомнила о принятом недавно во Франции законе, в соответствии с которым ученикам начальной и средней школы запрещается использовать устройства во время обучения. Кстати, данный закон предусматривает полный запрет средств связи за исключением случаев, когда смартфоны используются в образовательных целях. Эти нормы были введены во Франции в отношении не только учеников, но и учителей.

Точка зрения ректора Московского городского педагогического университета Игоря Михайловича Реморенко.

Запретить, конечно, можно и в России. А зачем? Как это поможет образованию?

И. Реморенко: У нас в структуре университета есть и университетская школа, и учреждения среднего профобразования помимо высшего. Мы всё время спорим, а не стоит ли наложить какие-то запреты на использование гаджетов в процессе обучения. И часто такие решения принимаем. В нашей школе есть запрет: во время уроков не использовать гаджеты. Но мы не пришли здесь к единой позиции, потому что есть серьёзная доля преподавателей, которые используют эти устройства для доступа к каким-либо электронным ресурсам во время урока или, например, для проведения голосований, чтобы сразу увидеть мнение ребят по тому или иному вопросу. Ну, или если нужно получить какую-то информацию из Википедии или ещё откуда-то. Все эти вещи весьма продуктивны в современном уроке. Их тоже отвергать не следовало бы. Поэтому мы находимся здесь ещё в поиске. Мне кажется, что наиболее оптимальное решение – это оставить данный вопрос на усмотрение образовательных учреждений, чтобы каждое учреждение принимало решение самостоятельно.

Но здесь есть другая опасность: некоторых учителей использование смартфонов на уроках раздражает очень сильно, ведь не секрет, что многие школьники используют смартфоны прямо во время уроков. Как здесь быть? Просто одним будет разрешено всё, а другим ничего?

И. Реморенко: Действительно многие педагоги говорят, что, когда обсуждается очень интересная, важная, глубокая тема, ученикам трудно сконцентрироваться. Потому что параллельно с этим ребята смотрят в экраны, ведут какие-то ещё дополнительные обсуждения. Но есть простой способ – это договариваться. Просто надо договориться, что на это время давайте все не будем смотреть в экраны, отключим гаджеты, потому что сейчас мы должны сконцентрироваться на обсуждении такого сложного вопроса. Я как преподаватель это делаю на занятиях, если мы решаем какую-то задачу и мне не хочется, чтобы все рыскали в Интернете в поисках ответа на неё, я прошу их не подглядывать в Интернет, а попробовать своей головой догадаться, какое здесь решение. И это работает. Если педагог в авторитете, ребята доверяют тем задачам, которые он ставит, считают их интересными, они вполне этому последуют.

В советские годы ученикам на занятиях запрещали использовать калькуляторы, заставляя их считать самостоятельно. Сейчас же дети для производства всех сложений и умножений совершенно спокойно используют калькуляторы. Вот для таких целей смартфоны нужно ли разрешать? Или всё-таки их лучше исключить из школьного процесса, используя предлог подумать своей головой?

И. Реморенко: В современном очень плотном информационном поле, в котором пребывает любой человек, неизбежно наши ученики, наши дети будут меньше помнить разной информации. Как бы мы ни переживали по поводу того, что они знают меньше дат, меньше событий, меньшее количество композиторов и писателей помнят, это неизбежно, потому что информационный поток, в котором они постоянно находятся, настолько мощный, что он просто вымывает из них все знания, которые не используются. С этим справиться невозможно. Конечно, школа должна как-то договориться, что есть 100 дат истории, которые точно ребята должны знать и никакие гаджеты не позволят им их забыть. Просто надо договориться, что надо запомнить 100 дат и этому договору следовать. Пусть они будут знать, когда полетел Гагарин в космос, когда началась вторая мировая война, но, если они с точностью не назовут годы восстания Ивана Болотникова или Степана Разина, ничего страшного в этом нет. В конечном итоге, посмотрят это в информационных системах. С этим тоже надо будет смириться.

Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация