Актуально Тегеран: заседание "большой тройки" по сирийскому Идлибу

7 сентября 2018, 12:11

Персоны

Сегодня в столице Ирана состоится трёхсторонняя встреча президентов В. Путина, Р. Эрдогана и Х. Роухани по вопросу сирийского урегулирования. И центральной темой встречи, конечно же, станет предстоящая военная операция в провинции Идлиб. Сегодня это последний крупный оплот террористов на территории Сирии. Многие опасаются после наступления сирийской правительственной армии возникновения там гуманитарной катастрофы. Так о чём же будут договариваться лидеры России, Турции и Ирана? И как следует оценивать неожиданное заявление канцлера Германии А. Меркель о том, что она понимает борьбу России с терроризмом в Сирии?

Комментирует политолог Евгений Крутиков.

Чего ждать от этой встречи? Какие практические решения могут быть приняты на ней?

Е. Крутиков: Что касается всех трёх главных действующих лиц на встрече в Тегеране (России, Турции и Ирана), то у каждого из них разные цели, разный потолок возможностей и, соответственно, есть несколько главных тем, которые будут освещаться каждой конкретной стороной.

В первую очередь это, конечно, окончательное решение вопроса по Идлибу, последней оставшейся крупной территории, на которой искусственно были собраны остатки различных джихадистких или похожих на них группировок.

Второе – какую роль будет во всём этом играть Турция?

И третье – насколько вообще это возможно, попытаться несколько дезавуировать роль Ирана во всём происходящем в данный момент.

По Турции... Ранее существовали договорённости между Москвой и Анкарой о некой зоне турецкой ответственности, в том числе и ответственности турецкой армии, не только в приграничной к Турции провинции Хатай, но и практически по всей линии фронта. И сейчас некоторые изолированные посты турецкой армии расположены в глубине провинции Идлиб, практически в полном окружении джихадистов разных мастей, разных флагов. И с этим что-то надо делать.

Кроме того, была договорённость и по политическому разделу. Турецкая сторона настаивала на том, что она должна принять активное участие в обустройстве провинции Идлиб. Но не в экономическом плане, а в том, чтобы она получила некие гарантии, что на эти приграничные территории не будут проникать курдские части, которых там никогда не было. Думаю, что путём переговоров это всё решается, тем более что Турция уже несколько месяцев не претендует на какой-то территориальный раздел Сирии и, дай бог, поддержит территориальную целостность Сирийской Арабской Республики в том виде, в каком она была пять лет назад.

А какова позиция Ирана?

Е. Крутиков: Что касается Ирана, то здесь довольно прагматичная ситуация. Поскольку даже не интересы Тегерана, а само участие иранских вооружённых формирований от Корпуса стражей революции до добровольцев и вообще в широком смысле шиитов, не обязательно граждан Ирана, но также арабов, различных ливанских, палестинских и сирийских граждан, приверженцев шиитской форм ислама, нужно согласовывать с очень боязливой, а порой истеричной позицией Израиля, который всеми силами отодвигает от своих границ то, что он называет "шиитской угрозой". Вообще, от границ Израиля до Идлиба довольно далеко, но дело в том, что в Идлибе, практически на ныне существующей линии фронта, находятся несколько крупных шиитских сёл, которые надо каким-то образом оборонять. Были предложения о том, чтобы их вообще переселить вглубь Сирии.

А жители этих сёл с этим согласны?

Е. Крутиков: Нет, жители этих сёл категорически отказались от переселения, они там окопались, у них собственные силы безопасности, кроме того, они там неплохо зарабатывали на контрабанде. Но для Ирана само по себе наличие там шиитского населения – это сильный повод, чтобы вмешиваться постоянно. И здесь надо это решать, чтобы не сорвались глобальные договорённости с Израилем о том, что он не вмешивается, а Иран в свою очередь не заходит за какие-то виртуально проведённые географические линии. А, с другой стороны, чтобы интересы Тегерана как гаранта безопасности шиитского населения вообще по всему миру, а не только в провинции Идлиб, чтобы эти позиции, скорее, морально-этические и духовные, нежели военные, не были бы нарушены. Для Ирана это принципиально важно.

Программу "Актуально" ведёт Иван Волонихин.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация