Актуально Бархатный сезон в Крыму, или Лучше самому один раз увидеть
• Бархатный сезон в Крыму, или Лучше самому один раз увидеть.
Процесс признания в мире Крыма российской территорией идёт очень медленно. Официально присоединение Крыма к России признало лишь несколько стран, но, тем не менее, западные делегации бывают на Крымском полуострове регулярно. В частности, делегация общественных деятелей США, посетившая Крым на этой неделе, заявила, что референдум на полуострове прошёл в соответствии с законом. И представитель делегации Сильвия Демарест заявил, что после возвращения в США она расскажет о том, что видела в Крыму, об обстановке, что нет в Крыму танков на улицах, что люди отдыхают и всё очень дружелюбно. Она подчеркнула, что в марте 2014 года состоялось волеизъявление народа Крыма, и никогда, скорее всего, Крым не будет украинским.
Ситуацию разъясняет член Совета по межнациональным отношениям при президенте РФ Богдан Анатольевич Безпалько.
Различные общественные делегации, а порой и политические делегации (вспомним визит немецких парламентариев весной этого года) приезжают в Крым. Этот процесс становится постоянным. Как это может повлиять на формирование общественного мнения на Западе о том, что Крым был, есть и будет всегда российской территорией?
Б. Безпалько: Рано или поздно критическая масса накопится, и это признание состоится. Здесь можно много приводить мировых примеров, которые в крымский вариант могут укладываться. Но есть примеры, которые сродни крымскому, но при этом гораздо более жёсткие. Например, США директивно приняли решение признать Иерусалим столицей Израиля, никого не спрашивая, не проводя никаких референдумов, консультаций и т.п. Многие были против этого решения, но, тем не менее, решение было принято, и посольство США в Израиле переехало в Иерусалим.
В ситуации же с Крымом были соблюдены все нормы международного права: проведён референдум, были проведены социологические опросы. И, в общем, никто не сомневается в том решении сегодня из тех, кто участвовал в референдуме.
Мы это знаем, но как в этом убедить Запад и весь мир, кто ещё не признаёт Крым российской территорией?
Б. Безпалько: Об этом нужно постоянно говорить, постоянно приглашать людей в Крым, и рано или поздно это в любом случае состоится. Но, конечно, это потребует определённых усилий с нашей стороны в плане просвещения и медиаактивности. И, естественно, потребуется терпение. Иначе никак нельзя эту проблему решить.
Меня недавно поразило признание одного украинского политика, депутата Верховной рады, который сказал, что находился на отдыхе в Крыму, разговаривал там с людьми и понял, что люди не хотят возвращаться в Украину. У кого-то в Крыму может быть и остался украинский паспорт для того, чтобы было удобнее пересекать границу, ездить к родным на Украину, но, тем не менее, он понял настроение людей. Абсолютное большинство, как он признался, не хочет возврата в Украину ни под каким предлогом.
Б. Безпалько: Здесь удивительно не то, что он это понял или что он это увидел, здесь удивительно то, что он об этом говорит, потому что в реальности любой, кто говорит подобное на Украине, тут же становится жертвой преследования в соцсетях, в медиа, на улице, жертвой политического и общественного остракизма. Меня больше удивляет то, что этот депутат не побоялся об этом сказать открыто. Потому что в преддверии президентских выборов это достаточно сильная фронда, которую позволить себе могут очень немногие весьма независимые депутаты.
Не знаю, что он в данной ситуации имеет: независимость или может быть что-то другое, но, конечно же, это всё соответствует действительности. Наша проблема в основном в чём? В том, что у нас нет достаточного медийного инструментария, чтобы донести это до мировой общественности.
Что для этого необходимо предпринять?
Б. Безпалько: Здесь мы не можем соревноваться в количестве медиа. Потому что для того, чтобы всю глобальную медиакратию перебороть количеством, у нас не хватит ни ресурсов, ни возможностей. Здесь мы можем только оперировать доктриной правды, которая как шило в мешке прорывается сама. И доктриной "фонаря в темноте", потому что для того, чтобы рассеять тьму или чтобы хотя бы просто было видно, где и как в темноте двигаться, не нужно освещать полностью всё пространство, достаточно одного источника света, чтобы была видна поверхность, по которой человек идёт.
В данной ситуации мы должны апеллировать не к политикам, а к простым гражданам. Мы должны на них направлять наши усилия, в том числе, на тех публицистов, политиков и общественных деятелей, которые с пониманием и даже с любовью относятся к России, к тем, кто прекрасно осознают всё, что сейчас происходит, что нынешняя политика со стороны Запада в адрес России – это политика двойных стандартов.
Вот мы говорили о референдуме в Крыму. Но ведь никто не вспоминает, что референдум был и на Фолклендских (Мальвинских) островах. В нём почему-то никто не сомневается. А в Косово не было вообще никакого референдума, а признание независимости они получили на официальном уровне от многих стран за исключением России, Сербии и ряда других. В данной ситуации нам нужно к этим людям апеллировать, с ними взаимодействовать, приглашать их не только в Крым, но и просто в Россию, чтобы они могли, в том числе и нашим людям, которые сомневаются в том, что на Западе есть честные, добрые люди, или, наоборот, в том, что наше правительство делает всё правильно в отношении Крыма, показать, что на Западе это тоже понимают, видят, осознают и даже декларируют. Что, например, существует такой замечательный журналист в Италии, как Джульетто Кьеза, который написал книгу о русофобии, о том, как Запад ненавидит Россию и почему.
Так что в данной ситуации союзников у нас там много, нужно апеллировать к ним. Думаю, что правду как шило в мешке не утаишь, она все равно проткнёт все лжесплетения западной пропаганды.
Может быть, России стоит как-то популяризировать Крым, что это не только база ВМФ в Севастополе, а территория, которая веками завоевывалась Россией и уже принадлежит ей много столетий. Она полита кровью тысяч русских солдат, и, может быть, как-то с исторической точки зрения доносить до мировой общественности, что это действительно исконно русская земля?
Б. Безпалько: Когда один американский журналист узнал, что Крым вошёл в состав России гораздо раньше, чем образовались США, он испытывал как бы смешанные чувства. С одной стороны, у него это вызывало улыбку, а с другой стороны, уважение. Так что в данной ситуации, багаж у нас очень большой. Нам нужно только уметь его донести.
Программу "Актуально" ведёт Иван Волонихин.