Авторские материалы Деньги на вес золота
Персоны
Рубль упал почти на 15% к доллару. Биржевые новости последних месяцев не только не радуют россиян, но и заставляют подумать – как распорядиться своими деньгами? Кто-то приобретает жилье; продажи новых автомобилей тоже выросли в конце лета. Все это – выгодные, но сиюминутные покупки. А если говорить о надежных и эффективных вложениях, то в очередной раз внимание привлекает золото. Инвестиции в блестящий металл хоть и доступны каждому, на пике волатильности не всегда могут оказаться блестящими. Между тем в скором времени, вероятно, спрос на золото даже вырастет. Как не ошибиться в золотых сбережениях и какую прибыль могут принести камни в золоте, рассказывает обозреватель "Вестей FM" Сергей Артемов.
Вкладывать в золото можно финансовым путем – покупать на бирже фьючерсы и опционы. Это – сделки на будущий курс, которые базируются на рыночной цене золота. Еще один вариант "играть" с золотом, не прикасаясь к нему физически, – обезличенные металлические счета, называемые обычно ОМС. Их учитывают банки в унциях или в граммах; разница между ценой покупки и текущей ценой – и есть прибыль. Или, что тоже часто случается, убыток инвестора.
А в сфере "реального" золота – в металле – можно покупать слитки или инвестиционные монеты. У каждого инструмента есть аспекты, которые требуют особого внимания, а значит – осторожности. Фьючерсы и опционы, например, только для тех, кто разбирается в них досконально и неленив, говорит вице-президент компании "Золотой монетный дом" Алексей Вязовский.
ВЯЗОВСКИЙ: За такими инструментами нужно постоянно следить, "перекладываться", когда заканчивается один фьючерс, начинается другой, открывать брокерские счета и так далее.
С ОМС – проще. Можно прийти в банк и купить с маленькой комиссией некоторое количество условного золота, которое внесут на счет. Чем дороже будет золото на бирже – тем больше вырастет этот счет. Если подешевеет – счет тоже "похудеет". У обезличенных металлических счетов есть серьезный минус, замечает Алексей Вязовский.
ВЯЗОВСКИЙ: Они не попадают под систему страхования, и если банк рушится, а таких случаев у нас немало, то АСВ вам ничего не возвращает. Вы становитесь в очередь кредиторов, а дальше – исполнительное производство.
Золото в слитках, пожалуй, имеет самый "магический" вид – кадры банковских хранилищ с тусклым блеском длинных рядов слитков из художественных и документальных фильмов прямо заманивают стать обладателем хоть микроскопической доли подобного. Слитки в России можно купить свободно во многих банках. Но законодательство, поясняет гендиректор Гильдии ювелиров России Эдуард Уткин, не позволяет покупателю называться инвестором в настоящем смысле. Затраты, как правило, сильно перекрывают потенциальную прибыль.
УТКИН: Если вы как потребитель покупаете в банке слиток золота, то вы его покупаете по цене, которая включает в себя НДС, то есть к цене золота мировой банк добавляет еще и НДС. А если вы продаете банку этот слиток, то НДС вам не возмещается. Потому, грубо говоря, покупатель на сегодня теряет 18% от стоимости, а с нового года будет терять 20%, если ничего не поменять.
И второй подход к "общению" с благородным металлом – через монеты. Их называют инвестиционными, несмотря на номинал. В любой валюте. Который, впрочем, особой роли не играет, главное – вес. Покупателям в России предлагается полный "интернационал" на выбор, говорит Алексей Вязовский.
ВЯЗОВСКИЙ: Монеты у нас существуют разных видов – российские, советские, даже николаевские червонцы Российской империи пользуются спросом в качестве инвестиционных монет, ну и плюс – золотые монеты иностранных государств, в первую очередь – австрийские "филармоникеры", австралийские "кенгуру", даже южноафриканские рэнды тоже пользуются спросом.
Названия монет связаны с тем, что изображено на них. У австралийских "кенгуру" и китайских "золотых панд" – это животные-эндемики этих стран. "Филармоникер" так прозван из-за изображений инструментов оркестра знаменитой Венской оперы. Их чеканят в нескольких весовых категориях – 1 тройская унция, или 31,103 грамма, половина унции, четверть унции, 1/10 и 1/20 унции. Цена такой монеты в России складывается из биржевой, с небольшой наценкой от продавца, продолжает Алексей Вязовский.
ВЯЗОВСКИЙ: Сейчас венский "филармоникер" высшей пробы вам обойдется в 91 000 рублей. За последние несколько месяцев он подорожал на 1 000 – 1 500 рублей. Обратно его тут же, если вы купили монету и решили ее продать, можно продать со спредом еще в 1 000 рублей. А у нас еще есть российская специфика – монеты-то в рублях торгуются, потому мы умножаем долларовую цену монеты на курс рубль-доллар, который, как мы знаем, сильно колеблется не в лучшую для рубля сторону. Золотые монеты дорожают не только потому, что долларовая цена на них растет, но и потому, что рубль падает.
Продавая монету через короткое время после покупки, выигрыша, как правило, не получите – если не произойдет чего-то подобного движению рубля вниз в последний месяц ушедшего лета. Так, купленная 31 июля за 75 000 рублей золотая монета в 1 унцию сегодня стоит 83 000. Даже если 1 000 придется отдать банку или компании при продаже, выгода в 7 000 – налицо. И, кстати, золото за этот период подешевело – с 1 260 долларов до 1 196 за унцию. Вот такая "монетная арифметика". Нынешние уровни курса рубля вроде бы говорят за золото. Но, окажись они другими, вопрошает руководитель аналитического департамента компании "Golden Hills-КапиталЪ АМ" Михаил Крылов, тогда потери вкладчиков в металл стали бы грустными.
КРЫЛОВ: С апреля-мая 2018 года золото упало в цене на 13% (в долларах). При этом в рублях оно сохранило свою стоимость – как раз благодаря тому, что рубль подешевел сильнее. Но что будет, если рубль станет расти по отношению к доллару? А некоторые коррекционные откаты все равно неизбежны на пути гегемонии американской валюты. В этом случае золото будет дешеветь.
Допустим, золото куплено – в слитках или монетах. Как его хранить? Прежде всего – не вскрывать товарную упаковку: попадание даже пылинки на поверхность извне, не говоря уже об отпечатках пальцев, пятнах и царапинах, сразу снижает будущую цену продажи. Банк-скупщик проверяет все детали тщательно. Наверное, не стоит также показывать золото друзьям-знакомым – чтобы не вводить в ненужные искушения. А от случайных грабителей можно попробовать спрятать его в банке, заплатив за ячейку. Это тоже отнимет часть доходности. Хотя и здесь риски не исчезают. Ведь банк может лишиться лицензии, говорит руководитель аналитического департамента "БКФ" Максим Осадчий. В лучшем случае тогда временная администрация допустит вас через какое-то время к вашей ячейке.
ОСАДЧИЙ: Второй вариант – несколько хуже: может оказаться, что никаких слитков и монет в вашей ячейке нет. Какие-то сотрудники банка могли оказаться непорядочными, у них была копия ключа, они вскрыли вашу ячейку и вынесли содержимое. Часто банк не просто разоряется, он доводится до банкротства самими собственниками или топ-менеджерами, которые криминальным образом намеренно выводят активы, ну и заодно прихватывают ценности из ячеек.
Советов гражданам – как они могут сберечь свои денежные накопления – предостаточно. Абсолютное большинство аналитиков категорически настаивают: если сберегать в золоте, ваше право – бумажное оно или реальное, кроме одного варианта – золота в ювелирных изделиях. Это – украшение, память, статус, но никак не инвестиция. И эти выводы почти уместны, говорит Эдуард Уткин.
УТКИН: Если покупатель рассчитывает приобрести ювелирное изделие и через 3 года продать его, это вряд ли получится. Оно подорожает лет через 10 – 15 только. Второе: только отдельные категории ювелирных изделий имеют инвестиционную привлекательность. Или если это очень интересная, сложная, соответственно, дорогая работа. Или изделия, в которых есть крупные природные камни. Такие вещи дорожают в большей степени.
То есть, опираясь на золото в ювелирке, все же можно разбогатеть, но путь этот в точности повторяет судьбу коллекционеров живописи: среди обилия ремесленных рисунков им приходится годами выбирать уникальные полотна, добавляет Эдуард Уткин.
УТКИН: В ювелирном изделии высокохудожественной ценности работа стоит гораздо выше, чем стоимость материалов. Пример с картиной: если её оценивать по стоимости холста и красок, то это будет одна цена, а если оценивать целиком стоимость работы – другая.
Значит и этот способ – не для всех. А для тех, кто знаком с ювелирами с мировым именем и посещает тематические выставки по всему миру.
Как же вести себя тем, кто имеет 200 000 – 300 000 рублей на банковских счетах? Депозитные проценты невелики, а волатильность рубля усиливается, и не в сторону его укрепления. Если не доверяете разнообразным аналитикам и финансовым консультантам, восклицает Алексей Вязовский, просто поступайте в точности так, как ведут себя серьезные люди в серьезных учреждениях.
ВЯЗОВСКИЙ: У нас сейчас Центробанк ставит из года в год рекорды по покупке золота в резервы. У нас сейчас – чуть меньше 2 000 тонн. А несколько лет назад было меньше 1 000 тонн. Люди смотрят, как государство себя ведет, и понимают: раз государство не доверяет биржевому золоту (у нас золото хранится в слитках, а это не какие-то записи на каких-то банковских, брокерских счетах или еще где-то), так почему же они должны вести себя по-другому?
Как мы выяснили, самыми удобными и доступными по цене выступают инвестиционные монеты. Но это пока. Вскоре рынок может быть основательно перекроен под слитки, если недавняя реплика замминистра финансов Алексея Моисеева о необходимости отмены НДС при покупке слитков выльется в соответствующие строки законов. Взимать налог планируется только с разницы удорожания слитка с момента покупки. Если НДС отпадет, уверены эксперты, произойдет взрывной рост золотых продаж. Аффинажные заводы готовы увеличить производство слитков, дело – за добытчиками металла, говорит Эдуард Уткин.
УТКИН: В прошлом году было произведено 306 тонн золота. Аффинажные заводы могли бы произвести гораздо больше. А вот уровень добычи – ниже к объему производства, потому дефицит здесь – не у аффинажных заводов, а в добыче золота.
И неплохим дополнением к металлам в накоплениях могут оказаться камни – те же бриллианты. И сами по себе, и в обрамлении того же золота. Лучше вкладываться только в природные камни. Чтобы отличать их от синтетических, российские ученые изобрели специальный электронный оптический детектор, рассказывает один из авторов, руководитель Алмазного научно-технического центра Владимир Склярук.
СКЛЯРУК: Прибор уникален, поскольку в нем используются 3 оптических метода анализа. Для потребителя важно знать, что он покупает, он точно должен знать, что ему природный камень продают задорого, потому что это – природный камень. Природные бриллианты и синтетические имеют достаточное количество различий и обладают разными свойствами – физическими, "эмоциональными", и в том числе и денежными.
А как определить для себя, что цена золота вот-вот пойдет в рост и есть смысл успеть его купить в любой форме? Один из первых "опережающих предвестников", поясняют эксперты, – увеличение инфляционных ожиданий в крупнейших экономиках мира. И эти ожидания должны резко вырасти не на 1 – 2%, а на 4 – 5% минимум.