Авторские материалы Налог на ссылки и мемы: как в ЕС борются с интернет-пиратством
Персоны
Европарламент одобрил изменения в европейском законодательстве об авторских правах в цифровой отрасли. Депутаты полагают, что новый закон позволит авторам контента получать справедливую часть своей прибыли от репоста своих произведений в соцсетях и видеохостингах. Обновленная редакция документа устроила большинство европейских парламентариев. Тем не менее, ряд пунктов вызвал ожесточенные споры, и создание единого документа, обязательного для всех стран, входящих в ЕС, пока под вопросом. Европейский корреспондент "Вестей FM" Регина Севостьянова – подробнее.
"Выдохните, ваши любимые веб-сайты останутся в безопасности". Так – с иронией – итоги голосования по закону об авторском праве анонсировал официальный Twitter Европарламента. Проект документа вызвал серьезные споры в обществе и отправлялся на доработку. В основном дискуссии развернулись вокруг 11 и 13 статей.
Первую прозвали "налог на ссылки". Она обязывает интернет-гиганты – такие, как Google и Facebook, – отчислять деньги за использование контента новостных источников. Вторую в Европе называют "отчислениями за мемы", поскольку она требует от интернет-сайтов внедрения специальных фильтров для премодерации загружаемого контента.
Проще говоря, интернет-компании должны будут создать базу данных изображений, звуков, текста. Любые загружаемые видео или статьи будут автоматически пропускаться через фильтр с целью не допустить обнародования пиратского контента. Такая система, чуть более простого образца, уже действует на YouTube и периодически дает сбои. Противники нового закона называют эти меры не иначе как цензурой. Они опасаются, что машины не будут пропускать даже мемы.
С протестами против закона выступили многие интернет-компании, включая "Википедию". Создателям документа пришлось объяснять: новые правила не коснутся свободной энциклопедии, равно как и другие open-source-платформы. Закон будет распространяться только на те ресурсы, которые зарабатывают деньги на обнародовании информации.
Это горячо поддержали различные объединения и ассоциации прессы в Европе – в частности, немецкий гигант Axel Springer, которому принадлежит Bild. В Германии, Франции и Великобритании считают, что Google и подобные системы оттягивают у новостных источников рекламу, распространяя их контент в виде анонсов бесплатно.
Дискуссия еще не закрыта. Прошедшее на этой неделе в Европарламенте голосование не было финальным. Окончательное одобрение директива должна получить в январе 2019 года, а затем ее внедрением займутся страны-члены ЕС. Каждая – согласно собственному видению и трактовке этих правил.