Картинка

О самом главном Импланты: возможности и риски

23 сентября 2018, 09:30

Программу "О самом главном" ведёт доктор Сергей Николаевич Агапкин, кандидат психологических наук.

Телефон в студии – т. 8 (800) 555-8941.

Гость в студииШаргородский Геннадий Маркович, врач-стоматолог, челюстно-лицевой хирург, кандидат медицинских наук, доктор медицины США.

Тема: "Импланты. Возможности и риски".

Огромное количество людей с возрастом теряют зубы. К сожалению, это практически неизбежно, и, конечно же, люди хотят найти им замену. И многие задумываются об имплантации. Не надо обтачивать зубы, как в случае с мостовидными протезами, нет неудобств, как со съёмными протезами. Но возникает огромное количество вопросов. Например, почему цена импланты резко различается в разных клиниках? Где-то предлагают поставить их за 30 тысяч рублей, где-то – за 150 тысяч. Сколько лет они прослужат? Не выпадут ли они?

Гость в студии Шаргородский Геннадий Маркович, врач-стоматолог, челюстно-лицевой хирург, кандидат медицинских наук, доктор медицины США.

Почему так по-разному стоят услуги по имплантации в разных клиниках?

Г. Шаргородский: Первая причина – это бизнес: кто сколько за аренду платит; сколько стоят импланты. Их больше тысячи видов. Весь мир, все страны, даже Южная Африка их выпускает. Есть российские, белорусские, американские импланты.

Потом есть разные ситуации. Но я никогда не слышал, что есть цена 150 тысяч рублей за имплант.

А я слышал. И это ещё не самое страшное, что я слышал. Вопрос в другом. Люди, которые сталкиваются с этой проблемой впервые, идут в клинику или заходят на сайты, где читают про стоимость в одной клинике, в другой, и видят, что везде вроде бы говорят про одно и то же, предлагают вроде бы одни и те же услуги, а стоят они сильно по-разному. И где гарантия, что даже в той клинике, которая вроде бы дороже, сделают хорошо? Цена в данном вопросе вообще является гарантией качества?

Г. Шаргородский: Конечно, нет.

Тогда на что надо ориентироваться?

Г. Шаргородский: Во-первых, ни один уважающий себя хирург не даст 100-процентную гарантию, что имплант будет стоять. По статистике Всемирной организации имплантологов, 5 процентов имплантов отторгается беспричинно. Во-вторых, есть раскрученные бренды. Можно ездить на дорогой машине и можно ездить на дешёвой машине. Но машина – это не здоровье. Приходит пациент, его обследуют. Можно 20-летнего или 30-летнего человека не обследовать так подробно, как женщину 45 лет. И после этого доктор обязан предложить возможные варианты (от дешёвого до самого дорогого), которые, как он считает, обследовав пациента, посмотрев снимки, тип костной ткани и т.п., ему подойдут. И тогда пациент выбирает. Но это не гарантия того, что доктор начнёт операцию, вскроет и будет делать то, что он предполагал. Потому что, как я говорю, последняя диагностика у хирурга – это его ручки и глазки. И достаточно часто бывает, что те импланты, которые я положил перед собой, мой ассистент отодвигает, и я начинаю выбирать другие.

Бывает, что все обследования: рентген, томограмма, панорамный снимок, анализы – показывают, что всё отлично. Разрезаешь, а там всё другое.

Строго говоря, никто заранее сказать, во сколько обойдётся эта процедура, не может. Можно назвать диапазон…

Г. Шаргородский: Я сейчас говорю не о цене, а о процедуре. А по поводу цены, есть очень сильно раскрученные бренды, импланты которых, сама железка, действительно стоят кратно дороже, чем другие, которые менее раскрученные. Но все равно пациенту предлагаешь и дорогой, и более дешёвый, и ещё дешевле. То есть, вилку из двух-трёх имплантов. И пациент выбирает, сколько он хочет заплатить денег.

Слушательница: Год назад я обратилась в платную клинику. В очередной раз удаляла зубной налёт. Это считается гигиенической процедурой. Врач обследовал рот и решил, что два зуба мне нужно удалить и поставить на их место импланты. Я подумала: клиника достойна уважения, к мнению врача можно прислушаться. Действительно мне удалили два зуба, поставили импланты, затем коронки. Процесс был достаточно длительным. Все эти процедуры очень дорого мне обошлись. Но прошло время, и у меня, честно говоря, появились сомнения. Потому что зубы меня не беспокоили вообще. Не были чувствительны, не было никаких болевых ощущений, не было никаких визуальных сколов. И вот я думаю, не может ли возникнуть случайно такая ситуация, когда врач намеренно провоцирует (убеждает) пациента удалить здоровые зубы? Потому что из общения с подругами и из сообщений в Интернете я выяснила, что подобное возможно. Хотелось бы знать на будущее: как определить, действительно ли надо зубы удалять или нет? Или это только инициатива доктора?

Г. Шаргородский: Вопрос очень актуальный. Я сталкиваюсь с этой проблемой каждый день много раз. Я очень удивлён, почему люди боятся познакомиться со вторым мнением. Если вам врач сказал, что зуб надо удалять, сегодня на каждом перекрестке четыре угла и восемь клиник, можно зайти туда и спросить. Это нормальная ситуация. А вот если бы вам предложили не зуб удалить, а палец отрезать, вы тоже бы согласились сразу? Исключено абсолютно. Человек пойдёт и будет ещё не раз консультироваться. В учебнике написано, что зубы – это орган. Ретроградно ответить на вопрос, что у вас было, без снимков я не могу. Но если доктор пришёл к такому мнению, у меня нет никаких объективных причин сказать, что он сделал неправильно. Хотя я каждый день по несколько раз сталкиваюсь с тем, что ко мне приходят пациенты и спрашивают второе мнение, не боясь его услышать. И это совершенно нормально, когда человек о своём здоровье хочет узнать как можно больше информации.

Если зуб подлежит удалению, в 85 процентах случаев там есть воспаление. А воспаление – это первое противопоказание для моментальной имплантации после удаления.

У нас реклама вовсю убеждает людей, что существует имплантация за один день. То есть, удалим, поставим, и всё будет отлично.

Г. Шаргородский: Хороший рекламный ход. Люди-то приходят.

Но это неправильно с точки зрения процедуры?

Г. Шаргородский: Нет, это правильно. Неправильно это лишь в том случае, если зуб удаляется по причине того или иного воспаления. Зуб в этом случае удаляется, нужно вылечить воспаление, подождать, пока начнёт образовываться костная ткань, и потом уже ставить имплант. Но если, предположим, была травма, сломан зуб, сломан корень, можно зуб и корень удалить и тут же поставить имплант. Более того, можно тут же сделать временную коронку, если это фронтальная группа зубов.

Получается, что в тех случаях, когда есть травмы, это действительно оправданно.

Г. Шаргородский: Не только травмы.

У нас люди чаще всего идут на удаление зубов, когда зуб болит долго, его не один раз лечили, и в очередной раз человек приходит и говорит, чтобы этот зуб ему удалили. И ему предлагают сразу же поставить имплант. И он соглашается, потому что за один заход можно решить две проблемы сразу.

Г. Шаргородский: Это ответственность доктора.

Вы как человек, к которому приходит огромное количество людей с подобными вопросами, можете сказать: ситуации не редки, когда человек приходит и говорит, что ему его доктор сказал, что зуб надо удалять и ставить имплант, а вы видите, что не стоит этого делать?

Г. Шаргородский: Ещё раз напоминаю, требуется second opinion. Приходит пациент, и мы с ним разбираемся. Снимок один, снимок второй, общение с пациентом, смотрим. Но когда говорят, что надо 8 удалить и по бокам оставить, а удалить надо всего один, я с подобной ситуацией сталкиваюсь по несколько раз в день. И я говорю, что из восьми надо удалить только один и ничего не надо ставить, так как можно сделать мост, потому что рядом стоящие зубы все равно подлежат протезированию. Меня сложно уговорить сделать имплант, когда я вижу объективные обстоятельства, что это делать нельзя. Женщина 45-55-60 лет, у неё может быть остеопороз, сначала надо провести все обследования. Если нет объективных данных для того, чтобы отказать, можно ставить имплант. Более того, предлагаешь альтернативные методы, если они есть: съёмные, мостовидные протезы, всё реально, если соответствуют условия.

Слушательница: Я недавно пошла в клинику по поводу имплантации. Врач зачем-то заставил меня сдать кучу анализов, пройти обследование, а потом отказался ставить импланты. Сказал, что у меня остеопороз, сильно разрежена костная ткань, и имплант не будет нормально стоять. И вместо имплантов предложил поставить мостовидный протез. А я не хочу обтачивать здоровые зубы. Этот врач прав?

Г. Шаргородский: Вам сильно повезло с доктором. Потому что ваш доктор имеет 100-процентное клиническое мышление. Он сделал вам все анализы и определил, что в вашем возрасте у женщины очень часто бывает остеопороз. Можно попробовать компенсировать ту форму остеопороза, которая у вас есть, у эндокринолога, принимая определённые препараты. В том числе и гомеопатию тоже. А после этого повторно сдать все анализы. Но лечение будет не коротким, примерно год, а то и больше. И тогда можно будет понять, как реагирует ваш организм на проведённую терапию, и после этого уже решать, можно делать импланты или нет. Нужен остеосинтез (синтезирование костной ткани в её твёрдом виде). А у вас остеопороз.

Но вы должны пройти это лечение не только для того, чтобы выяснить, вам можно ставить импланты или нет. Подобные изменения в организме свойственны в основном женщинам. В определённом возрасте чуть-чуть подскользнулась, упала, получила перелом шейки бедра. Это остеопороз. А импланты – это уже следующий этап вашей жизни. Сначала сделайте профилактику, чтобы стать здоровой.

Слушательница: До какого возраста можно устанавливать импланты? Моей бабушке 71 год. В таком возрасте имплантацию можно делать?

Г. Шаргородский: Сначала бабушку надо обследовать. Но вообще нет возрастного предела для имплантации. Самому моему старшему пациенту 93 года. Он до сих пор преподаёт, сам ездит за рулём и ходит с имплантами, которые ему спротезировали очень давно. Ему сейчас 93, а сделали мы их, когда ему было 87 или 88 лет. Не суть. Главное, чтобы происходил остеосинтез, остеоинтеграция импланта в костной ткани. Но у мужчин и женщин разный гормональный статус. Нельзя сравнивать. Поэтому сначала проводится полное обследование: кальций, ионизированный кальций, проверить глюкозу. Есть такой метод, когда проверяют глюкозилированный гемоглобин. Это средняя величина сахара за три прошедших месяца. Проверить надо также паратгормон (гормон паращитовидной железы), который руководит всем солевым обменом в организме. И сделать денситометрию. И тогда доктор примет решение. Делать импланты или нет, не делать. Или предложить другой метод лечения.

То есть, если доктор не предлагает пройти обследование перед тем, как делать имплантацию, то есть все подозрения, что это не очень хороший специалист?

Г. Шаргородский: Нет, почему? Всё зависит от того, кто перед ним стоит. Если это женщина или человек в возрасте, то…

С какого возраста женщине перед тем, как делать имплантацию, должны предложить сделать какие-то дополнительные исследования?

Г. Шаргородский: Вопрос задан неправильно. Доктор должен выяснить сначала весь гормональный статус женщины.

С какого возраста?

Г. Шаргородский: Да хоть с 30 лет.

Получается, что любой женщине после 30 лет перед тем, как делать имплантацию, доктор должен назначить анализы на…

Г. Шаргородский: Доктор должен поговорить с ней и выяснить её анамнез (историю). А дальше принять решение. Потому что многое зависит от перестройки женского организма. Это предполагаемая беременность, кормит женщина или не кормит, когда родила. То есть, гормональный статус у женщины выяснить. Он очень сложный.

И с мужчиной тоже сначала нужно поговорить. Но из 100 пациентов, которых я отправляю на анализы, 90 – это женщины и 10 – мужчины.

Получается, что стоматолог фактически не имеет права ограничиваться в своих клинических суждениях только областью рта?

Г. Шаргородский: Стоматолог – не слесарь по зубам. Это профессия. У него в дипломе написано "доктор-стоматолог". Так вот, первое слово "доктор", а не слесарь по зубам.

Слушатель: Как долго будут стоять импланты? Всю жизнь или сколько-то лет? И что влияет на срок службы имплантов?

Г. Шаргородский: Ни один хирург никогда не даст гарантию, сколько будет стоять имплант независимо от того, сколько пациенту лет. Поэтому имплант может простоять неделю, а может простоять 20 лет. Во-первых, имплантация подразумевает гигиену. Человек, у которого установлен имплант, должен чётко соблюдать гигиену. Срок службы импланта зависит от гигиены, которую соблюдает пациент.

Какие-то особые есть правила?

Г. Шаргородский: Да, есть специальный аппарат, который называется ирригатор. Им обязательно нужно пользоваться. Он вообще должен быть в каждой семье.

Ещё что?

Г. Шаргородский: И человек не должен забывать, что он, когда даёт своё согласие на имплантацию, в любой клинике подписывает бумагу о том, что ознакомлен с тем, что может произойти беспричинное отторжение импланта. И доктор за это не отвечает. А пациент уже пусть сам выбирает, сколько ему платить: 150 тысяч или 30 тысяч.

Если человек будет пользоваться ирригатором, то шансы на то, что имплант простоит дольше, повышаются?

Г. Шаргородский: Если человек будет соблюдать гигиену. А это не только ирригатор. Во-первых, не использовать флосс (зубную нить), не использовать tooth sticks (зубочистки, которые на столах стоят). Потому что они травмируют десну, а, соответственно, парадонт и периодонт – это не только десна сверху. Десна – это и костная ткань, которая под десной тоже. И травмируя её зубной нитью или палочкой для чистки зубов, человек травмирует костную ткань через неё тоже. Костная ткань начинает опускаться, и имплант начинает оголяться.

Получается, что человек, после того, как ему поставили имплант, должен постоянно наблюдаться у стоматолога, проверяться?

Г. Шаргородский: Конечно. В условиях договора написано, что пациент должен постоянно быть под контролем доктора, который ему делал имплант. Это абсолютно обязательное условие.

Слушательница: Я собираюсь поставить себе импланты, потому что у меня нет двух зубов. Звонила в разные клиники, и везде мне называли разные цены за один имплант. В одной клинике мне предложили сделать за 26 тысяч, а в другой называли сумму в 54 тысячи. Я не понимаю, почему такой большой разброс цен? Они что, используют разные материалы? С одной стороны, подозрительно, когда дёшево, потому что вдруг некачественный имплант поставят. С другой стороны, не хочется тратить много денег. Вообще, можно ли ставить дешёвые импланты?

Из чего получается разница в цене?

Г. Шаргородский: Слушательнице что, фирму назвали? Скорее, нет. Есть разница в имплантах. И от этого зависит цена. Если же на самом деле речь шла об одном и том же импланте, то я удивлён, как это администратор или тот, кто сидел на первичном приёме, взял на себя ответственность объявить, какой имплант он будет ставить. Я бы руководителю клинике посоветовал поменять работника на первичном приёме. И тому, и другому. Потому что без консультации доктора, предсказать невозможно. Да и доктор не может сказать точно, что он будет делать вот это. Разрезал, а там это сделать невозможно. Отодвигает ассистент в сторону то, что доктор приготовил, и делается совершенно другое.

Допустим, человек пришёл в клинику, и врач, предварительно осмотрев, собрав все данные, анамнез, ему говорит, что есть такие-то варианты. У меня есть относительно недорогой вариант имплантов корейского производителя, и есть более дорогой, раза в четыре, из Швейцарии. И предлагает человеку выбрать. Но при этом рекомендует имплант из Швейцарии. Импланты разных производителей по каким своим свойствам могут отличаться в четыре раза? Они жевать будут в четыре раза быстрее или стоять в четыре раза дольше?

Г. Шаргородский: Вопрос задан с точки зрения потребителя. А я отвечу с точки зрения профессионала. Есть два главных способа обработки импланта. Они между собой различаются. Один способ обработки придумали в одной стране, другой способ обработки придумали в другой стране. Есть ещё определённые добавления: кто-то что-то добавляет, но главных способов два, и больше других нет. Есть фирмы, которые огромное количество денег тратят на научно-изыскательские работы, а есть фирмы, кто их результатами пользуются. Когда это уже своя фирма, свой запатентованный бренд. Сейчас же я говорю о более дешёвых клиниках. Они делают свои определённые добавления в это. А они неплохие, кстати.

Что потребитель за большие деньги получит дополнительно?

Г. Шаргородский: Научные разработки, которые проводят фирмы и которыми потом пользуются другие, они очень серьёзные. И их необходимо делать. Ведь титановый винт, который вышел со станка, это не имплант, а в стенку саморез. Далее он проходит определённые ступени обработки. И вот после того, как он прошёл определённую обработку, он становится имплантом. И те фирмы, которые взяли способ у одних или способ у других, внедряют ещё что-то своё: дополнительную резьбу, нанесение определённого слоя трикальцийфосфата для лучшего приживления импланта в костной ткани. Это мы говорим не о самых дорогих способах.

У человека, который приходит в стоматологию, есть бюджет. Он может себе либо зубы поставить, либо в отпуск съездить. И вопрос у него в том, когда ему говорят, что это стоит 26 тысяч, а это стоит 54 или 100 тысяч, что он должен выбрать. Что должно его заставить выбрать вариант за 100 тысяч, а не за 26 тысяч? Получит ли он за эти дополнительные деньги какие-то свои житейские бонусы? У него будет меньше вероятность осложнений при установке?

Г. Шаргородский: Меньше.

Во сколько раз?

Г. Шаргородский: Не могу сказать. Могу сказать, что я пытаюсь всем своим пациентам всё объяснить. Беру снимок и говорю, что сейчас я начну ему объяснять рентгенограмму и то, как устроена костная ткань. И тогда я примерно уже начинаю общаться с пациентом на равных. И пациент начинает воспринимать, почему это, а не то. Я тоже не могу всё объяснить. Давая совет сделать дороже, я беру на себя большую ответственность. А я не хочу её брать. Я и так беру на себя ответственность за свою работу.

О самом главном. Все выпуски

Видео передачи

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация