Актуально Трудности с переводом: банки заблокируют сомнительные платежи граждан и компаний
26 сентября вступает в силу закон о блокировке и возврате несанкционированных операций по банковским счетам.
Он обязывает банки выявлять и останавливать покушения хакеров, в том числе реагируя на изменения в платежном поведении конкретного клиента: необычно крупную для него сумму перевода или покупки, необычное место совершения операции и так далее. Теперь антифрод-мониторинг становится обязанностью всех банков, причем Банк России задает им общую рамку в виде обязательных признаков несанкционированных транзакций, а банки могут дополнять её собственными признаками, исходя из особенностей своей клиентской базы. То есть, каждый банк будет по-своему определять, что происходит с вашим счётом и не пора ли ему приостановить вашу конкретную операцию, потому что есть все подозрения, что деньги переводите не вы или покупаете товар со своей карточки тоже не вы.
Мнение руководителя аналитического центра "Фандери" Михаила Кимовича Беляева.
У клиентов постоянно будут блокировать карты из-за подозрений на мошеннические операции? Или у физических лиц как клиентов банка появится, наконец-то, возможность оспорить мошеннические транзакции?
М. Беляев: Возможность оспорить мошеннические транзакции, конечно, здесь появляется. Тем более что их становится всё больше, и они становятся всё более изощрёнными. Но в законе есть существенная оговорка, не знаю, насколько она сработает в наших условиях, что банк обязан после того, как он блокирует операцию, тут же клиенту об этом сообщить, а тот должен подтвердить или опровергнуть данную операцию. Но опасность заключается в том, что это всё отдано на разумение банков, и Центральный банк только собирается в ближайшее время ввести какой-то регламентированный список тех операций, которые реально считаются и будут считаться подозрительными.
А не возникает ли опасности, что банки, начав отслеживать каждую операцию, будут просто приостанавливать всё подряд, и клиенты столкнуться с тем, что, переводя 10 тысяч своим родственникам куда-нибудь в Якутию, им придётся названивать каждый раз в банк и подтверждать, что это он переводит. Это ведь неудобно?
М. Беляев: Обязан звонить банк, а не клиент. Прежде чем заблокировать или собраться блокировать, обязан это делать банк. Равно как и сейчас согласно ст. 9 Закона о национальной платёжной системе у клиента должно быть извещение о каждой его операции по пластиковой карте в виде СМС или по каким-то другим каналам.
Закон, который вступает в силу 26 сентября, своевременный? В России действительно происходит огромное количество хакерских похищений средств?
М. Беляев: На самом деле, да. Они всё растут. Закон своевременный, но он был ещё более своевременным, если бы Центральный банк снабдил его конкретным перечнем операций, который позволял бы относить их в разряд подозрительных или хакерских. Но поскольку у нас, как всегда, сначала введён закон, а потом уже только Центральный банк введёт этот перечень, понятно, что всё будет немного не так, как задумали.
Эксперты советуют самостоятельно обращаться в колл-центр банка с подтверждением платежа, который потенциально может выглядеть сомнительным, или выполнять такой платеж при личном визите в отделение банка. Но если человек часто переводит деньги даже между своими счетами – постоянно бегать и звонить в банк? Я вас уверяю, что на самом деле часто звонить клиенту никакой банк не будет.
М. Беляев: У нас есть законы, и есть исполнение законов. И между ними есть некоторая дистанция, подмеченная ещё М. Салтыковым-Щедриным 150 лет назад.
От вступившего в силу закона будет больше пользы? Или это будет просто очередное навязанное клиенту неудобство в хранении им своих денег?
М. Беляев: Думаю, что здесь кому как повезёт.