Авторские материалы Промоутер богемного мира XX века: выставка коллекции баронессы Эттинген открылась в Москве
Персоны
“Парижские вечера” в центре Москвы: выставка из личных коллекций баронессы Эттинген открылась в ГМИИ имени Пушкина. Женщина-сфинкс, муза и меценат – мадам Эттинген правила богемным миром начала XX века. Она “продвигала” Анри Руссо, поддерживала Пикассо и Модильяни. Редкие полотна этих мастеров, рисунки и документы из архива самой баронессы представлены в экспозиции. Выставку посетила корреспондент “Вестей FM” Анна Владимирова.
Ее личная история – это литература. Польская аристократка Елена Миочинская коротко побывала замужем за русским бароном Эттингеном, приняла его титул и часть капитала, а когда заскучала – сбежала в Париж. Там вместе с двоюродным братом Сержом Фера она открыла художественный салон. В роскошном особняке на бульваре Распай смыкали бокалы Анри Руссо и Пикассо, спорили о форме и цвете Модильяни и Аполлинер. Рассказывает директор ГМИИ имени Пушкина Марина Лошак.
ЛОШАК: Это – точка на карте Парижа, где группировалась самая важная часть существовавшей тогда артистической молодости. Все те люди, которые интересовались искусством, влияли на него. Огромное количество художников. Они очень многое успели, они были людьми очень прогрессивными. Именно поэтому африканское искусство впервые появилось в этом доме. Именно поэтому они открыли Анри Руссо как художника.
Баронесса купила у Руссо 9 работ, развесила по стенам салона и жарко рекламировала их посетителям. Продвигая таланты, она становилась промоутером, угощая гостей фуа-гра – превращалась в добрую хозяйку. После революции Елена Эттинген и Серж Фера практически разорились. Из меценатов они перевоплотились в художников. В отличие от брата, баронесса не только писала картины широкими мазками, но и делала цветастые панно в стили ар-деко – некоторые из них представлены на выставке. Мадам Эттинген будто проживала несколько жизней. И для каждой из них у нее был свой образ, уверен куратор выставки Алексей Петухов.
ПЕТУХОВ: Про нее говорят, что она меняла маски: маска обольстительницы, романтической хозяйки в этом салоне, маска художника – это мужская маска. Франсуа Оджибу – ее псевдоним, когда она пишет картины. Опять же, мужской псевдоним – Леонар Пье, когда она пишет стихи. Как литератор, автор книг она выступает под именем Рок Грей. Да еще и Rock – скала по-английски. Английский был в моде тогда у французской художественной среды.
Владеть иностранным, мыслить вольно, рисовать нестандартно – к этому стремились в салоне баронессы. Картины с выставки – это знаковые образцы кубизма, авангардизма и сюрреализма. Знаменитая “Скрипка” Пикассо – словно собранная из десятка треугольников и ромбов. “Поэт и муза” Руссо, где двое – мужчина и женщина – возвышаются великанами среди буйноцветного леса. Или “Суббота” Андре Дерна, в центре которой – крупный стол под тяжелой зеленой скатертью, а люди и предметы вокруг выписаны нарочито удлиненными. Все это – споры со стандартами пропорции и формы, Говорит куратор выставки Сильви Бьюиссон.
БЬЮИССОН: Мы старались подобрать все самое лучшее из коллекции баронессы и ее друзей. Наша цель – проследить взаимосвязь крупнейших художников того времени: Матисса, Пикассо, Фера. И еще мы хотели наглядно рассказать историю о том, как Елен Эттинген и Серж Фера приехали однажды из России в Париж, влюбились в эту богемную, артистическую жизнь и остались там навсегда.
Всего на выставке собрано более 100 экспонатов. Среди них: 30 картин, полсотни рисунков, накидки и гобелены ручной работы, а также архивные документы.