Авторские материалы "Чёрный год" для дебоширов
Персоны
Авиакомпании начали заполнять специальные списки, которые запрещают перевозку пассажиров, ранее замеченных в хулиганстве на борту. Тем, кто отличился безудержной удалью в алкогольном угаре, в течение 12 месяцев придется пользоваться другими видами транспорта. Правовые тонкости нового наказания разбирал обозреватель "Вестей FM" Сергей Артемов.
Первым об открытии собственного списка "воздушных хулиганов" объявил "Аэрофлот". Там уже значатся 3 человека. Один из них – пассажир рейса, летевшего 12 июня из Москвы в Уфу. Пьяный мужчина сначала складывал мусор на столик рядом сидящего пассажира, а затем снял обувь и разложил свои ноги на соседнем кресле. Экипаж пытался его успокоить, но он не реагировал на замечания, нецензурно ругался и ударил бортпроводника. Районный суд Уфы на днях вынес решение хулигану – административный штраф в 150 000 рублей.
Двое остальных – приятели с рейса, летевшего 8 июля из Москвы в Алма-Ату. Уже в полете они достали бутылку водки и осушили ее. Конфликт с бортпроводниками возник моментально. Самолет пришлось экстренно посадить в Казани. Обоим также присужден штраф.
И это – не единичные случаи в нынешнем году. Так, 27 января пьяный пассажир рейса "Аэрофлота" Москва – Нью-Йорк распоясался на борту: ругань, приставания к соседям, удар бортпроводницы по лицу.
Через месяц пассажир рейса S7 Санкт-Петербург – Новосибирск перед самой посадкой вдруг вскочил в салоне, начал бегать туда-сюда, потом снял с себя одежду. Бросался телефоном и – как апофеоз – пытался задушить шарфом бортпроводника.
14 июля, рейс S7 Уфа – Москва: бортпроводники высадили 6 человек, включая семью с ребенком. Взрослые перед вылетом изрядно выпили. Рассевшись в самолете, стали вести себя неадекватно, командир экипажа вызвал полицию. Рейс задержали, шумную компанию выпроводили. Как сообщали тогда информационные агентства, "родители ребенка также были в числе зачинщиков беспорядков на борту".
18 сентября пьяный пассажир рейса "Аэрофлота" Москва – Владивосток потребовал пересадить его в бизнес-класс, угрожал расправой находящимся на борту, ударил бортпроводника и одного из пассажиров. Экипажу самолета удалось связать дебошира, и по прилете его передали полиции. На следующий день Следственный комитет возбудил уголовное дело. В комментарии ведомства отмечено, что мужчина, помимо прочего, угрожал взорвать самолет.
1 июля вступили в силу поправки в Воздушный кодекс, которые позволяют перевозчикам заводить чёрные списки. Механизм простой: если хулиган задержан, составлен протокол и суд вынес решение об административном или уголовном наказании, нарушитель порядка может в этом чёрном списке оказаться. Пример "Аэрофлота" – показателен. Первооткрыватели его запретного реестра как раз и наказаны судом, отмечает руководитель Института воздушного и космического права Aerohelp Олег Аксаментов.
АКСАМЕНТОВ: Должен быть некий случай правонарушения именно с участием этого перевозчика и этого пассажира, по которому есть решение суда за административное правонарушение – "Неисполнение законных требований командира воздушного судна", либо решение суда по двум уголовным составам. А уголовные составы – это 2 статьи: "Хулиганство" или "Действия, угрожающие безопасности на транспорте".
Если вспомнить, как работает Бюро кредитных историй, то в одном банке вряд ли выдадут кредит тому, кто не платит в другом. Будет ли подобная практика использована и авиакомпаниями – ведь вряд ли кому захочется везти хулигана, который уже "отличился" на борту у конкурентов? Может быть и так, полагает Олег Аксаментов, но замечает, что новые правила не позволяют нарушать уже действующие законы.
АКСАМЕНТОВ: Это вполне возможно на практике, но передача персональных данных от одного перевозчика к другому запрещена законом "О защите персональных данных". Поэтому эти базы пассажиров, которым вправе отказать перевозчик, у каждой компании – свои.
А когда перевозчик должен отказать? Еще один важный вопрос – "черносписочнику" нельзя будет купить билет вообще или его с купленным билетом не пустят на регистрации, то есть еще раз накажут финансово? Судя по формулировкам нормы Воздушного кодекса, авиакомпании должны действовать по первому варианту, продолжает юрист.
АКСАМЕНТОВ: Речь идет о праве перевозчика не заключать договор, а не о праве не исполнять договор. Следовательно, при покупке билета потенциальный пассажир будет лишен такого права, если перевозчик своим правом воспользуется. Как это будет выглядеть технически – мы увидим, но предполагается, что человек не сможет заключить договор, если он сам будет бронировать через агрегаторы или через сайт авиакомпании.
Срок действия запрета на полеты – год. Исчисляется он не с момента нарушения, а с даты решения суда по этому факту. Авиакомпания, решившая внести человека в чёрный список, обязана сообщить ему об этом письмом по месту регистрации. И если адресат там не проживает – это его личные проблемы.
В запрете есть и гуманные исключения: человеку все же будет позволен полет, если это вызвано экстренными причинами – на похороны родственников, на собственное лечение и для сопровождения инвалида. И каждый случай придется подтвердить заверенными документами.