Актуально Россия – Азербайджан: сотрудничество в военно-технической и энергетической сферах
• Владимир Путин 27 сентября с кратким рабочим визитом побывал в Азербайджане. В Баку он провёл переговоры с президентом Азербайджана Ильхамом Алиевым. Эксперты отмечают, что нынешнее сотрудничество России и Азербайджана очень предметное и конкретное.
Комментирует ситуацию в российско-азербайджанских отношениях руководитель аналитического Центра изучения Центральной Азии, Кавказа и Урало-Поволжья Института востоковедения РАН Станислав Александрович Притчин.
После распада Советского Союза был период, когда отношения между Азербайджаном и Россией нельзя было назвать безоблачными. Азербайджан ориентировался, скорее, на Турцию, нежели на Россию, заигрывал с США. Но в какой момент всё изменилось, и Азербайджан сменил свой курс. И действительно сейчас Москва и Баку говорят о стратегическим партнёрстве...
С. Притчин: В 90-е годы был период, когда российско-азербайджанские отношения носили не совсем добрососедский характер. Во многом это было обусловлено последствиями конфликта в Нагорном Карабахе. Опять же у Азербайджана была важная задача выйти со своими энергоресурсами на мировые рынки в обход России. Естественно, это тоже не добавляло позитивности нашим отношениям в тот период.
Можно сказать, что с приходом в Кремль Владимира Путина отношения между странами кардинальным образом поменялись. Уже в 2001 году В. Путин в первый раз посетил Баку и установил достаточно доверительный диалог с Гейдаром Алиевым, отцом нынешнего президента. С тех пор отношения развивались последовательно.
Можно говорить и о других не совсем позитивных моментах в наших отношениях. Например, после так называемой "четырёхдневной войны" в апреле 2016 года Россия немного приостановила существовавшую динамику развития отношений между Азербайджаном и Россией, которая наблюдалась до этого, а также приостановила сотрудничество в военно-технической сфере.
Конфликт в Нагорном Карабахе – это самая болезненная тема в двусторонних отношениях?
С. Притчин: К сожалению, не только в наших двусторонних отношениях. Она болезненная в треугольнике отношений России, Азербайджана и Армении. Для России обе страны важны как партнёры. Азербайджан – экономический и стратегический партнёр. Это 90 процентов ВВП Южного Кавказа, заметный игрок в энергетической сфере.
Армения является участником Евразийского экономического союза, членом ОДКБ, на её территории находится российская военная база.
В такой ситуации, конечно, для России этот конфликт опасен тем, что ставит Россию в ситуацию выбора поддержки одного из его участников. Именно поэтому Россия является наиболее активным и последовательным медиатором этого конфликта, использует все возможные механизмы как внутри Минской группы в рамках ОБСЕ, так и в трёхстороннем формате. Россия всегда предпринимала шаги по нормализации отношений между Арменией и Азербайджаном. И она продолжает эти подходы и эту стратегию.
Если брать тему конфликта в Нагорном Карабахе, то там даже точек соприкосновения найти не удаётся?
С. Притчин: К сожалению, да. Чем дальше мы смотрим на развитие этого конфликта, а сейчас он находится в замороженном состоянии, тем чётче видим, что нет никакой положительной динамики в переговорном процессе. В 2006-2008 годах были предложены так называемые "мадридские принципы", которые предусматривали долгосрочное разрешение этого конфликта. Они предусматривали компромиссы с обеих сторон. К сожалению, в настоящее время такая атмосфера сложилась вокруг этого конфликта, что любой компромисс, любой маленький шажок навстречу, даже если он будет сопровождаться встречными шагами с другой стороны, будет рассматриваться как проигрыш и потеря лица. И внешняя ситуация настолько сложная для разрешения, что мы не можем в ближайшей и среднесрочной перспективе ожидать какой-либо позитивной динамики в данном вопросе.
Если говорить о стратегическом партнёрстве Москвы и Баку, то можно выделить два направления: военно-техническое и энергетическое сотрудничество. Почему Азербайджан предпочёл покупать вооружение у России, а не у США, например? Ведь США пытались зайти в Азербайджан?
С. Притчин: Не совсем так. Азербайджан хотел бы получать современные виды вооружений из западных стран, но, к сожалению для Баку, существуют определённые политические и законодательные ограничения в США, где есть сильная армянская диаспора, которая старается блокировать любые попытки Азербайджана купить современные вооружения у США. А если говорить о тех странах, которые могут поставлять современные вооружения в Азербайджан, то их не так много. И Россия в их числе. Россия готова продавать современные вооружения, потому что Азербайджан, не являясь членом ОДКБ, платит за них полную стоимость. И этой ситуации, конечно, Азербайджан России выгоден как платёжеспособный партнёр, а с точки зрения российского ВПК и как достаточно прибыльный партнёр и контрагент.
Одно время Россия с Азербайджаном в энергетической сфере фактически конкурировала. Почивший в бозе проект "Набукко" был рассчитан в том числе и на Азербайджан. А теперь получается, что в этой сфере Россия и Азербайджан нашли какие-то точки соприкосновения? Более того, в одну из нитей газопровода, который будет строиться из Азербайджана с азербайджанским газом, видимо, и Россия будет поставлять свой газ? Москва и Баку перестали делить рынки и решили выступать на европейском рынке единым фронтом?
С. Притчин: На самом деле Азербайджан всегда старался избегать прямой конкуренции с Россией в энергетической сфере. И было, например, предложение с азербайджанской стороны использовать российскую инфраструктуру для поставок газа. Но у "Газпрома" другая стратегия и другая политика. В итоге именно Азербайджан стал главным инициатором создания альтернативы "Нобукко" – Трансанатолийского трубопровода через Турцию и дальше до Италии. Азербайджан вместе с турецкими партнёрами и британской компании строит этот трубопровод сам на свои деньги. И он рассчитан на транспортировку в первую очередь азербайджанского газа. Но теоретически рассматривается возможность того, что, например, некоторые участки этого газопровода будут использоваться для транспортировки и российского газа. Но пока ещё это только предмет обсуждения.
Программу "Актуально" ведёт Елена Щедрунова.