Культурное путешествие Культурная роль МЦК и что было не так с проектами-предшественниками

29 сентября 2018, 01:10

Персоны

МЦК как культурно-исторический маршрут родом из 19 века. Поехали!

СТУПАК: Всех приветствую, в эфире программа "Культурное путешествие". В студии Полина Ступак и Марат Сафаров. Марат, здравствуйте.

САФАРОВ: Здравствуйте, Полина.

СТУПАК: Уже два года функционирует и активно набирает популярность успешный транспортный проект нашего мегаполиса – Московское центральное кольцо. Возможность быстро и комфортно добраться в удаленные друг от друга районы столицы горожане высоко оценили. Статистика говорит сама за себя. Но одновременно с этим многие москвичи и гости нашего города используют МЦК в туристических, познавательных и экскурсионных целях, поскольку вдоль него находятся памятники архитектуры стиля модерн начала 20-го века, а также исторические и культурные объекты, такие как, например, Измайловский дворец, Новодевичий монастырь и некоторые другие. А в Музее Москвы существует специальный экскурсионный маршрут "МЦК – стальное кольцо Москвы", который пользуется большим успехом. И вот что можно узнать в ходе такой экскурсии, а также об истории строительства Московской окружной железной дороги (а именно по ней следуют поезда "Ласточки"), а также какие тайны хранят в себе районы, прилегающие к станциям – обо всем об этом мы сегодня и будем говорить вместе с нашей гостьей – москвоведом, историком, старшим научным сотрудником Музея Москвы Марией Калиш. Мария, здравствуйте.

КАЛИШ: Добрый день.

СТУПАК: Но прежде чем перейти к основной части, хотелось бы отметить, что за столь небольшой период стало понятно, что МЦК имеет не только транспортное, но и культурное значение, поскольку многие исторические станции и сооружения могли бы просто исчезнуть.

САФАРОВ: Да. Ну вот появился слоган "новые транспортные идеологии Москвы". Город стал ближе, и это в прямом смысле можно ощутить, пользуясь МЦК. Ну, допустим, можно даже сказать так, что произошло новое открытие столицы ее жителями, изменилось и ощущение города, его пространства, масштаба, многообразия. Благодаря запуску МЦК (вот вы уже об этом, Полина, сказали) и москвичи, и те, кто впервые приезжает в город, могут побывать в самых разных районах, которые десятилетиями находились на периферии города, они были удалены от метро, были известны ну по существу лишь местным жителям, такая была у них локальная известность. А ныне же все знают об исторических районах Коптево, Лихоборы, Стрешнево, Хорошово, Ростокино – тех, которые имеют определенную интересную историю, не всегда, допустим, связанную, может быть, с какими-то дальними периодами, может быть это история промышленного развития города, но так или иначе все это очень интересно. И все они теперь на одном кольце города, мимо них курсируют поезда, развивается новая инфраструктура вокруг, и люди, которые действительно экономят существенно время, добираясь до работы, но в то же время омогут пользоваться МЦК именно в таких историко-культурных туристических целях. Ну вот, допустим, один только пример. От Черкизово (москвичи сразу поймут, где находится Черкизово и где находится станция "Локомотив") до Владыкино общественным транспортом через центр города требовался примерно час езды (это как минимум), и пересадка нужна была, и так далее. Теперь же прямая поездка по этому маршруту на МЦК занимает около 15 минут. Это, по-моему, самое главное такое подтверждение необходимости и рациональности, и удобства МЦК, кроме того, что действительно оно очень удобное, это очень комфортабельный вид транспорта, наверное, такая революция произошла транспортная. Я бы ее даже осмелился сравнить с 35-м годом – с запуском Московского метрополитена. …

СТУПАК: Ну и все-таки, поскольку у нас "Культурное путешествие", мы будем говорить в основном об МЦК как о культурном таком объекте. Наша гостья Мария как раз водит экскурсии и рассказывает пассажирам МЦК о том, что здесь когда-то было, вот такой исторический аспект. Мария, расскажите тогда поподробнее – откуда начинается ваша экскурсия. И, наверное, вы ее начинаете с рассказа об истории строительства Окружной железной дороги, как все начиналось.

КАЛИШ: Да, на самом деле мы начинаем от станции, которая называется "Деловой центр". Такая совсем история интересная, потому что это Москва-Сити – город будущего, там рядышком Москва-река. Следующая станция "Шелепиха", и там история большая, скажем так, железнодорожного соприкосновения. И, конечно же, основная задача этой экскурсии – познакомить действительно людей с историей этой железной дороги, потому что построена она была в период, когда это вот самый пик железнодорожного строительства во многом в России, такие его самые известные проекты – Московская окружная железная дорога и Транссиб, который вот заканчивали строить как раз к моменту строительства Московской окружной железной дороги, как это называлось изначально. И самое интересное, что там встречаются те же имена: инженеры, которые проектировали сооружения Московской окружной железной дороги, работали и на Транссибирской магистрали...

Слушайте в аудиофайле.

Культурное путешествие. Все выпуски

Все аудио
  • Все аудио
  • Культурное путешествие

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация