Картинка

Актуально Скандал вокруг Нобелевской премии по литературе

1 октября 2018, 12:38

• Скандал вокруг Нобелевской премии по литературе — в этом году награждения не будет.

Его перенесли на 2019 год из-за истории с домогательствами со стороны директора стокгольмского литературного клуба "Форум" Жана-Клода Арно. Более того, Шведскую академию могут вообще лишить права давать премию.

Говорить о том, что самая престижная литературная премия планеты 2018 года стала жертвой движения #MeToo, не совсем верно. Скорее, можно сказать, что обвинения в адрес Жана-Клода Арно стали последней каплей. Претензии к десяти членам Шведской академии звучат уже давно.

Резко нарастать это недовольство стало после того, как в 2016 году премия была присуждена американскому певцу Бобу Дилану, которого пришлось чуть ли не упрашивать, чтобы он за ней приехал. Скандал, по сути.

Но, главное, это подозрения в коррупции и полная непрозрачность отбора финалистов. Упорные слухи о коррупции ходили и в 2008 году, во время присуждения премии французскому прозаику Жан-Мари Леклезио, и в 2011-м, когда её присудили шведскому поэту Тумасу Транстрёмеру.

О том, что происходит с Нобелевской премией по литературе, рассказывает писатель Виктор Владимирович Ерофеев.

В чём причина? Неужели какие-то домогательства или какой-то секс-скандал стал причиной того, что Нобелевскую премию по литературе могут вообще отменить?

В. Ерофеев: Не знаю, как вообще, но в принципе действительно случился такой скандал, скандал расхожий, связанный с сексуальными домогательствами. Ничего тут особенно удивительного для человечества нет.

Но сама по себе премия, конечно, особенно в России, имеет какой-то невероятно символический характер. Она как будто организует вообще всю жизнь литературы, и поэтому, очевидно, для россиян будет обидно, если её не будет, если она пропадёт, и мы вообще не будем знать, где тот маяк, на который нужно ориентироваться.

Насколько сегодня Нобелевская премия по литературе присуждается объективно?

В. Ерофеев: Она никогда не была особенно объективной. Да они и не претендовали на это. Они высказывали своё собственное мнение, отталкиваясь от каких-то заветов Нобеля, который дал деньги на эту премию. Но в последние годы она совсем "загуляла". Она стала гулять географически, она стала левацкой. И совершенно естественно, что доверие к ней стало падать.

Хотя, надо сказать, мы действительно довольная редкая страна, которая верит в эту премию и страшно боится скандалов. В Америке вообще к ней относятся равнодушно. Европа с удовольствием рекламирует лауреатов, но при этом нельзя сказать, что прямо так уж доверяет этой премии. Ну а мы вот такие доверчивые люди.

Вы как-то сказали, что лучшие писатели XX века всё-таки эту премию не получили. Хочется понимать, действительно ли объективность здесь тоже специфический вопрос. А что ещё мешает тому, чтобы лучших из лучших выбирали и их награждали?

В. Ерофеев: Там есть какие-то определённые положения этой премии. Премия должна даваться за гуманистические идеалы писателя, за то, что он борется со злом, и т.д. И если к этому относиться всерьёз, действительно, Хорхе Луис Борхес или Франц Кафка, или Владимир Набоков – это те писатели, которые соответствуют этим идеалам. Но всё-таки не забудем, что премию получили Альбер Камю, Эрнест Хемингуэй, Уильям Фолкнер, Борис Пастернак, Иосиф Бродский. Есть какие-то показатели положительные.

Мы просто в России идеалисты-догматики. Считаем, что вынь и положь. Я несколько лет назад был на столетии этой премии, общался с коллективом выборщиков. Они – милые ребята, почти все говорили по-русски, но сказать, что они прямо такие что называется "неподкупные рыцари правды", нельзя. У каждого свои идеалы. Да и потом литература – это же не математика, чтобы выверять кто и что.

С другой стороны, конечно, например, мы знаем скандалы с тем же Б. Пастернаком или отказ от премии Жана-Поля Сартра. В общем, понятное дело, что эту премию, так или иначе, разыгрывали политически.

Когда премию по литературе дали Бобу Дилану, каково было ваше отношение к этому?

В. Ерофеев: Нормальное. Боб Дилан – интересный и яркий человек. Ничего плохого в этом нет. Я был гораздо более скептичен, когда давали премию, например, Виславе Шимборской, которая поэт, прямо скажем, второй или третьей лиги.

Но не будем так пристрастны. Дай бог, чтобы премия все равно продолжалась, потому что деньги, прямо скажем, приятно получать писателям. Пусть они получают их и дальше.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация