Авторские материалы Виски – только ирландский: Россию обвинили в посягательстве на национальный бренд
Персоны
Россию обвинили в подделке ирландского виски. Владельцы зарубежных алкогольных брендов заявили, что обеспокоены ростом контрафакта на российской территории. Это, по их мнению, подрывает доверие к главному национальному напитку Ирландии. По словам экспертов алкогольной отрасли, обвинения отчасти справедливы – Россия в лидерах и по импорту виски, и по его подделке. Экономический обозреватель "Вестей FM" Валерий Емельянов продолжит тему.
Многих это может сильно удивить, но Россия – второй по значимости рынок импортного виски (после Соединенных Штатов). Больше, чем россияне, этого напитка выпивают за год только американцы и сами ирландцы. Собственно, по этой причине производители виски так обеспокоены тем, чтобы в России продавалась только их официальная продукция. И хотя объемы легальных товаров, пересекающих российскую границу, растут примерно на 10% ежегодно, продажи виски у нас внутри страны растут еще быстрее. Ассоциация производителей ирландского виски заявила, что опасается постепенного вытеснения с рынка настоящего виски, в том числе по вине России. Их опасения вполне понятны, говорит руководитель группы "Алкоэксперт" Юрий Юдич: на всю Ирландию осталось порядка 10 местных брендов, которые разливают алкоголь в свои бутылки на двух заводах.
ЮДИЧ: Ирландский виски – это разновидность, категория напитка, а не принадлежность стране. Поэтому об ирландском виски можно говорить как об отдельной категории, которая может со временем меняться, в зависимости от наличия подделок на рынке, движения спроса, репутации Ирландии, в конце концов, и репутации виски в целом.
Под контрафактом ирландцы понимают подделку не самих брендов, а создание алкогольных марок в "ирландском стиле". Так, например, в отечественных магазинах можно встретить виски с английскими наименованиями и отсылками к Ирландии: кельтские кресты на этикетках, зеленые трехлистники, лиры и тому подобное. Некоторые российские производители не пишут, что их виски ирландский, но на этикетке есть надписи типа "сделано по ирландской технологии". То есть речь идет о легальных, но российских (также есть белорусские и армянские) марках виски, которые только намекают на то, что имеют какое-то отношение к Ирландии. Они, как правило, дешевле, чем те, которые являются на 100% ирландскими, поясняет директор Центра исследований федерального и регионального рынков алкоголя Вадим Дробиз.
ДРОБИЗ: Местный производится вполне официально, легально, из завозимого спирта. Это совершенно легальный бизнес, поэтому с ними все нормально. В Татарстане, например, виски от "Татспиртпрома" продают – рублей по 350. Наверное, это и можно считать нижней ценой для нормального продукта российского производства. Под производством здесь понимается розлив в бутылки. А импортная продукция начинается примерно от 800 рублей.
По законам Евросоюза даже такая имитация является посягательством на национальный бренд. "Ирландский виски" – защищенное наименование. Точно так же, как игристое вино из Франции: запрещено писать на этикетках в Европе "шампанское", если оно – не из Шампани. Или "пармезан", если он не из Пармы и Реджо-нель-Эмилии.
Впрочем, россиян за их эксперименты с виски вряд ли удастся привлечь к ответственности. Этот алкоголь не идет на экспорт в Европу. Более того, с точки зрения покупателя никакого обмана нет: если технология соблюдена, то неважно, в какой стране произведён алкоголь – в России или Ирландии. По вкусу это все равно никак не определить, продолжает Вадим Дробиз.
ДРОБИЗ: За 700 рублей бутылку купит уже не простой потребитель: это – высшая группа среднего класса. До "середины" среднего класса такую продукцию люди себе позволить не могут. И вот они, люди с хорошими зарплатами, ничего отличить не смогут. Если им налить разные напитки в одинаковые бутылки, они не отличат одно от другого.
Есть еще одна категория виски, который является чистым фальсификатом. Его разливают без соблюдения технологии и продают под известными брендами. Среди широкой публики именно такой алкоголь и называется поддельным. Его не продают в сетевых супермаркетах, он не проходит учет в системе ЕГАИС и, вообще говоря, может быть опасен для здоровья. И количество вот такого "паленого" виски очень сложно подсчитать. По экспертным оценкам, примерно каждый десятый россиянин, купивший дешевую бутылку виски, скорее всего, напоролся на фальсификат. В этом случае он выпьет обычный подкрашенный спирт, говорит Вадим Дробиз.
ДРОБИЗ: Производится "фирменная" бутылка на каком-нибудь стекольном заводе, развозится по городам, населенным пунктам, где уже непосредственно производят виски из ворованного этилового спирта, ароматизаторов и красителей. В основном в гаражах. И так делают любое виски – не только ирландский, но и шотландский. У нас любой алкоголь можно купить – например, текилу в пределах 300 рублей за бутылку. Это все – подделки.
Впрочем, для российского рынка эта история с имитацией виски имеет совсем не те масштабы, что для Ирландии. Если для них мы – второй по значимости рынок, то для россиян виски – один из наименее популярных напитков. Коньяка у нас выпивают в разы больше, а водки – в десятки раз. Отдельную статистику по ирландскому алкоголю даже и не ведут – как правило, виски в одной категории с другими экзотическими напитками: ромом, джином, текилой, абсентом.
В США, где виски пьют чаще, чем в России, примерно та же ситуация: на фоне объёмов местного бурбона, который гонят по схожей технологии, только из кукурузы, виски просто теряется. Но импортируют его много, и подделок под ирландский виски – тоже много. Настолько, что власти Ирландии недавно обратились к Вашингтону с просьбой наказать тех производителей, которые используют на этикетках ирландские и кельтские мотивы. Им на это по существу США так ничего и не ответили.