Актуально Как Киев будет "украинизировать" храмы Московского патриархата
СБУ объявила на минувшей неделе о разоблачении очередного коварного "плана" России: страна-агрессор якобы спровоцирует украинских националистов на захваты храмов РПЦ, чтобы вызвать гнев мирового христианства. На самом деле ясно, что это киевская власть готовится отнять храмы в пользу новой поместной церкви. Существуют ли юридические основания для такого имущественного отъёма? Или всё будет происходить по революционному, а значит, стихийному сценарию? А самое страшное: не будет ли он происходить по сценарию одесских событий 2014 года?
Ситуацию анализирует ведущий научный сотрудник Института Европы РАН Роман Николаевич Лункин.
Каким образом сегодня Украинское государство может прямо посодействовать единой украинской церкви в имущественном вопросе относительно приходов Украинской православной церкви, которые подчиняются Московскому патриархату?
Р. Лункин: Украинское православие довольно многообразно. Самой большой Украинской православной церкви Московского патриархата принадлежит 12 тысяч приходов. У Киевского патриархата (второй по численности юрисдикции), по их данным, где-то 5 тысяч приходов, а реально действующих по всей Украине общин около 2-3 тысяч. Есть ещё так называемая УАПЦ (Украинская автокефальная православная церковь). В её маленькой юрисдикции находится около 1000 общин. И всё это многообразие П. Порошенко, депутаты Верховной рады и националисты собираются влить в некую единую поместную церковь. Соответственно, когда этот процесс был начат патриархом Константинопольским Варфоломеем и его экзархами, когда все приехали в Киев и когда начались переговоры, прежде всего, между экзархами и представителями "раскольников" с точки зрения Москвы, то есть с Киевским патриархатом, прежде всего, возник вопрос имущества. И тут есть два легальных способа. А вообще есть легальные и нелегальные способы.
Первый легальный – раскалывать общины, как это происходило и раньше, особенно после 2014 года, на основе опыта начала 90-х годов, когда униаты отнимали храмы у православных. То есть, это такая межприходская, межправославная война. Когда приходит одна группа прихожан и говорит, что они хотят в Киевский патриархат и не хотят быть в церкви Кремля, в церкви "агрессора", в церкви Москвы. Они собирают своё собственное приходское собрание, на котором принимается решение о том, что этот храм переводится в другую юрисдикцию. Соответственно, другая группа прихожан приходит, обнаруживает, что храм опечатан и закрыт, потому что он уже в единой поместной церкви, а не у них. Думаю, что на этой основе будут происходить столкновения. Надеюсь, что всё-таки до одесского сценария не дойдёт, но, безусловно, беспорядки будут. Самое интересное, что патриарх Филарет (это Киевский патриархат), самый главный раскольник с точки зрения Москвы, сам своими высказываниями провоцирует эти конфликты, поскольку заявляет о том, что поместная церковь должна, конечно, получить себе всё.
Второй легальный вариант, который предлагают украинские религиоведы и чиновники из министерства культуры, – совместное использование памятников культуры и архитектуры. Есть приходы со своими церквями, а есть, например, Киев-Печерская Лавра. Это, как наша Троице-Сергиева Лавра, памятник федерального значения. То есть, он не может принадлежать именно церкви, это памятник культуры. И министерство культуры может сказать, что в стране есть разные православные церкви. И у нас есть заявка от Филарета Денисенко, Киевского патриархата, поэтому давайте использовать его совместно. Если запустить туда две или несколько юрисдикций со своими активистами, то это прямой путь к конфликту. И как это будет происходить – одному Богу известно.
Сейчас Киево-Печерская Лавра принадлежит, её владеет Украинская православная церковь Московского патриархата. Соответственно, если случится это пресловутое напряжение, тогда власти попытаются передать Киево-Печерскую Лавру либо в совместное пользование, либо вообще передать в ведение единой церкви.
А нелегальный путь – это принятие тех законопроектов, которые лежат в Верховной раде по поводу приходов. Они касаются регламента приходских собраний, которые принимают решения о переходе прихода в другую юрисдикцию. По сути, произойдёт упрощение данной процедуры.
И второй нелегальный путь – это принятие самого страшного закона, который явно нарушит религиозную свободу, закона по поводу статуса церкви, центр которой находится в "стране-агрессоре". Соответственно, придав этот статус Украинской православной церкви, в этом случае, если победит П. Порошенко и если всё это будет принято, может быть принято специальное решение о лишении такой церкви (не всего имущества, думаю, что до этого не дойдёт) самых значимых культурных объектов – Лавры, исторических церквей – в единую поместную церковь. Конечно, это будет катастрофой для украинского православия.
А вариант с национализацией имущества Московского патриархата может быть?
Р. Лункин: Вообще-то, по конституции и в соответствии с законодательством Украина – светское государство. Поэтому это будет явным нарушением международных норм. Думаю, что даже госдеп США не поддержит подобное решение украинских властей, поэтому Украина на это не пойдёт. Скорее всего, это будут некие косвенные решения и борьба вокруг храмов и монастырей.
Решение религиозных вопросов одновременно с имущественными всегда добавляет эмоций и новых идеологических мотиваций. Это людей мотивирует, к сожалению, в том числе на насилие, борьбу и агрессию.
Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.