Авторские материалы Сами договорились – сами разбирайтесь: почему отмена посредников в ЖКХ не сделала услуги дешевле
Персоны
Прямые платежи за кривые услуги. Договоры на поставку воды и тепла с водоканалами и энергокомпаниями, минуя управляющие организации, не стали революцией в коммунальной сфере. Особой экономии выключение посредников не принесло, а вот проблемы возникли: разбираться с температурой горячей воды или холодными батареями порой некому. И каждая сторона этой жилищно-коммунальной истории взывает к здравому смыслу. А каковы законные нормы поставки услуг и контроля их качества? В этом разбирался обозреватель "Вестей FM" Сергей Артемов.
Если в цепочке оплат коммунальных услуг от жильца через управляющую компанию к производителю-поставщику этих услуг убрать промежуточное звено, то наверняка услуги станут дешевле. Это допущение толкнуло многих собственников в последние месяцы перейти на новую форму оплаты, что теперь позволено законом, – прямые договоры с энергокомпаниями или водоканалами. С другой стороны, такие схемы активно предлагали и сами поставщики, которые теряли время, а то и деньги, пока те крутились на счетах посредников.
Наступила пора некоторых выводов. Первый из них – дешевле для граждан не стало, говорит ведущий юрисконсульт Института экономики города Дмитрий Гордеев.
ГОРДЕЕВ: Потому что формулы в приложении №2 Правил предоставления услуг установлены просто вне зависимости от способа управления многоквартирным домом – управляющей ли организацией, ТСЖ или непосредственно собственниками. И независимо от системы договорных отношений сейчас при любом способе управления возможны прямые договоры. Но формулы – одни и те же. Там одни и те же тарифы, одни и те же объемы потребления ресурсов.
Не стало хуже – и то хорошо. А вот вторая очевидность многих ввергла в грусть. После того как управляющие компании выпали из договоров, на многие жалобы о качестве услуг – холод в квартирах, слабый напор воды – их руководители, пусть с обидой, но логично отвечали: "Вы договорились – вы и разбирайтесь". И в этом плане, полагает исполнительный директор некоммерческого партнерства "ЖКХ-Контроль" Светлана Разворотнева, прямые договоры явно ударили по собственникам жилья.
РАЗВОРОТНЕВА: Я считаю, что для собственников прямые договоры – риск, потому что в одиночку, один на один с ресурсником доказать свою правоту сложнее. А у УК – при всех, может быть, ее минусах – были квалифицированные юристы.
Несколько лет назад действовал принцип: кто поставлял услуги – тот должен был отвечать и за содержание инженерных систем в доме. Это могли быть и производители-поставщики, и управляющие компании, которые заключали договор на поставку от своего имени. В любом случае формула тарифа остается стабильной: жилец платит по одной графе – за саму услугу, по другой – за обслуживание инженерных систем внутри дома. Новые правила предоставления коммунальных услуг №354 установили следующий порядок: за качество услуги – это как раз чистота, давление и температура непосредственно в квартире у жильца – отвечает только производитель-поставщик, говорит Дмитрий Гордеев.
ГОРДЕЕВ: Постановление правительства жестко требует: все параметры качества прописаны для точки поставки – для квартиры, для крана, из которого льется вода. Те же самые +18, между прочим, градусов в квартире – это параметр качества отопления. Да, могут быть разные причины. Открываем кран – течет ржавая – все, виноват водоканал. Водоканал говорит: "Не я виноват, там что-то управляющая компания делала в доме, вот вы с ней и разбирайтесь". Вы давали мне некачественную воду, допустим, 2 дня; у меня шла ржавая вода, я не мог ее ни для приготовления пищи, ни для уборки использовать, поэтому снижайте мне плату, а сами, в свою очередь, уже разбирайтесь с теми, кто виноват. Если управляющая организация – выставляйте санкции. Вот так должно быть.
Это – действующая норма. Для всех. Но энергокомпании и водоканалы пытаются апеллировать к своей логике: "Нам платят только за подвод ресурсов к дому". А плохо работающие насосы или текущие трубы в подвалах – епархия управляющих компаний, они и деньги на их ремонт получают. Более того, ресурсное лобби продвигает такой подход и на уровне государственных решений. Уже готов новый проект правительственного постановления, отмечает Светлана Разворотнева.
РАЗВОРОТНЕВА: Как раз в том постановлении, которое до сих пор не принято, написано, что со всеми проблемами, со всеми жалобами в доме собственники должны идти к управляющей компании, и та должна определить – чья вина, собственно, в том, что ресурс ненадлежащего качества. И если он связан с какими-то проблемами до входа в дом, то предъявить претензии ресурснику. Если это уже – проблема коммуникаций, то самостоятельно устранить.
И это вроде бы делит всю сферу согласно получаемым платежам: кому за что платят – тот за то и отвечает. В Минстрое, который курирует отрасль, продолжают изучать опыт прямых договоров со всеми плюсами и минусами. Однако до публикации новых правил собственники по-прежнему для решения своих проблем должны обращаться сугубо к поставщикам коммунальных ресурсов.