Картинка

Актуально От нового закона Яровой выиграет иностранный производитель...

9 октября 2018, 12:23

Разработанный вице-спикером Госдумы Ириной Яровой законопроект, запрещающий ретейлерам возвращать поставщикам нераспроданный товар с истекшим сроком годности, может привести к дефициту продуктов, заявил председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Сергей Беляков. По его словам, подобный запрет создаёт риск "невозможности приобретения продуктов в отдельные часы работы предприятий торговли, в особенности в выходные дни".

В АКОРТ пояснили, что из-за невозможности вернуть товары ретейлерам придётся сокращать объём заказа. Хуже всего ситуация будет обстоять в воскресенье, так как поставщики завозят продукты сразу на три дня в пятницу. Из-за резкого роста спроса на продукты их большая часть может быть распродана в пятницу-субботу. В АКОРТ уточнили, что продукция со сроком годности до 10 дней занимает около половины торговой площади в сетях.

Ирина Яровая назвала такие заявления ретейлеров грубым обманом. "Запугивание дефицитом продуктов – не более чем вброс недостоверной информации лоббистами торговых сетей и грубый обман россиян", – заявил Яровая. Она предложила провести парламентские слушания, на которых отечественные производители и торговые сети встретятся и получат возможность честно и открыто обсудить вопрос добросовестности отношений между ними.

Точка зрения эксперта по розничной торговле Елены Вячеславовны Комковой.

В чем опасность закона Яровой для поставщиков и ретейлеров? Стоит ли потребителям ожидать пустых полок в магазинах?

Е. Комкова: С точки зрения пустых полок всё будет хорошо, потому что крупные предприятия (как поставщики, так и ретейлеры) уже давно перестроились и под то, что розничную торговлю стали регламентировать (всё больше законов), и под то, что стало больше систем, которые вынуждены внедрять обе стороны и, как следствие, нести определённые затраты. В крупных компаниях всё это уже сделано, и здесь никаких проблем ожидать не стоит.

Другое дело, что в связи с тем, что в России перестроился вообще рынок и появилось большое количество новых поставщиков и производителей, которые стали делать товары на территории РФ и поставлять в большом количестве свежую продукцию, вопрос возврата, про который идёт речь в законопроекте Яровой, наверное, стал более актуальным. Потому что встаёт вопрос планирования закупок, обязательств сторон по тому, сколько и как товар будет продаваться, с каким сроком и как он будет поставляться. Всё это требует большего взаимодействия и создания слаженной цепочки поставок в магазины. Вот над этим надо работать. Естественно, что это изменение, как и любые другие изменения, не очень принимается всеми участниками рынка.

Магазины, в которые поставляются продукты, где те не распродаются в силу каких-то обстоятельств, должны сегодня возвращать их поставщикам. Это происходит сегодня?

Е. Комкова: Нет. Так вопрос сегодня не стоит. Магазин заказывает столько, сколько он планирует продать. Сейчас работают достаточно хорошие системы прогнозирования, и магазин изначально должен заказывать столько, сколько он продаст. С учётом остатка.

Стоит эта продукция у них на полках, они её не распродали, а срок годности вышел…

Е. Комкова: Существуют методики уценки товара по сроку годности. Его можно использовать в производстве или в каких-то дегустациях, когда он ещё продаётся. Дальше следует вопрос о его списании с производителем либо с поставщиком.

На Западе существует такой вариант, там продукты питания, срок годности которых вышел, просто раздают бездомных. Почему у нас никак не могут пойти по пути какой-то доброты и человеколюбия? Да раздайте вы эти продукты тем, кому они нужны. В чём может быть здесь проблема?

Е. Комкова: Думаю, что проблема возврата просто преувеличена в магазинах, потому что это всегда деньги, "живой" товар. Поэтому всегда это списание. А возврат – это всегда затраты. И с точки зрения организации процесса это невыгодно никому. Опять же возвращаясь к законопроекту, там предлагается запретить саму функцию возврата. Но её нельзя полностью запретить, потому что существует производственный брак, существует возвратная тара и т.д. То есть, запретить возврат как бизнес-процесс невозможно. Но так, чтобы ретейлер взял сколько захотел, не продал и вернул, а производителю что с этим товаром делать? Вот в такой постановке вопроса, это правильное решение. Потому что ретейлер не может не знать, сколько ему нужно, или не планировать. А если он этого не делает, значит, он плохой ретейлер.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация