Актуально Изощрённые попытки наказать Россию: ОЗХО дадут новые полномочия
• Наказать Россию: ОЗХО дадут новые полномочия.
На открывшейся 89-й сессии ОЗХО обсуждается возможность расширения мандата организации и предоставления ей права назначать виновных в совершении химатак. Эту инициативу поддерживают США, Великобритания и страны ЕС, в то время как в России к ней относятся негативно. Эксперты опасаются, что в случае изменения мандата организация, которую в последние годы и без того обвиняют в политизации решений, станет ещё более ангажированной.
С предложениями о необходимости расширения мандата ОЗХО на специальной летней сессии организации выступила Великобритания. Они были приняты голосами 82 членов организации против 24. Практическим шагом к расширению мандата ОЗХО может стать принятие нового бюджета организации на 2019 год. В нём будет предусмотрено финансирование нового экспертного отдела, в задачу которого будет входить сбор данных о причастности того или иного государства к проведению химической атаки. Правда, в составе этого отдела будет всего лишь 10 сотрудников.
По мнению бывшего инспектора ОЗХО, эксперта в области химического оружия Антона Уткина, 10 человек – это крайне небольшой ресурс для проведения серьёзных исследований, поэтому основная нагрузка ляжет на сторонних экспертов, а это может привести к непрозрачности подобной работы.
Комментирует независимый эксперт по химическому оружию, бывший инспектор ООН по Ираку (1994 г.), автор российских технологий уничтожения химического оружия, кандидат химических наук Антон Юрьевич Уткин.
Что вообще будут означать эти новые полномочия ОЗХО в рамках расширения мандата организации?
А. Уткин: На сегодняшний день конкретная специфика работы так называемого "атрибутивного механизма" до сих пор не ясна. Сегодня единственный первый шаг, который более-менее понятен, это выделение бюджета на формирование подразделения, которое будет являться тем самым атрибутивным механизмом. Там будет порядка 10-11 человек, но из них профессионалов – только 8. Для сравнения, совместный механизм по расследованию, который Россия заблокировала в ноябре 2017 года, имел в своём составе порядка 20 профессионалов, из которых 14-15 работали в Гааге и порядка 5-7 работали в Нью-Йорке. Я называю приблизительные цифры, потому что точные цифры нигде не публиковались. Это мои оценки. И при этом совместный механизм по расследованию обеспечить высокопрофессиональное расследование не смог. Именно поэтому Россия категорически критиковала выводы, которые делались ооновским совместным механизмом по расследованию, потому что там было очень много слабых мест. То есть, очевидных, из которых невозможно было сделать вывод о причастности сирийского режима к применению химического оружия, однако такие выводы делались.
Учитывая, что атрибутивный механизм будет состоять из очень небольшого количества профессиональных сотрудников (имеются в виду сотрудники, которые находятся на должностях, где выполняются конкретные профессиональные обязанности, не переводчики, не секретари и т.п.), судя по всему, основное внимание будет уделяться экспертам, приглашённым со стороны. То есть, это будет означать, что основная нагрузка по расследованию и формированию экспертного мнения ляжет на какие-то приглашённые организации и каких-то приглашённых экспертов.
Из заинтересованных стран, которые будут участвовать в этих процессах. Соответственно, можно говорить о том, что эти независимые эксперты будут ангажированы?
А. Уткин: С высокой степенью вероятности так можно сказать. Но обратите внимание на следующее: опыт имеется у совместного механизма, который был заблокирован Россией. Там привлекались эксперты, и в каждом отчёте писалось, что "была привлечена экспертная организация", "как сказал привлечённый эксперт", но никакой информацию о том, какие экспертные организации, какие эксперты, в этих отчётах не было. То есть, эта работа уже тогда велась непрозрачно. И вероятность того, что, как в случае с атрибутивным механизмом ОЗХО, непрозрачность работы будет сохраняться, крайне высока.
Об ОЗХО говорить стали активно буквально в последний год. Никому раньше неизвестно было, что такая организация как ОЗХО существует, как она работает и т.п. Сегодня же мировое общественное мнение готовят к тому, что ОЗХО – это такая площадка противостояния России и Запада. У вас есть такое ощущение?
А. Уткин: До недавнего времени ОЗХО работала как чисто техническая организация. И, в общем-то, процедуры, которые она исполняла, были разработаны совместно с Россией. И все были заинтересованы в том, чтобы ОЗХО была исключительно технической организацией, которая решает технические вопросы нераспространения химического оружия и запрещения его. Но, к сожалению, западные страны решили превратить ОЗХО в инструмент для проведения собственной политики. И нужно сказать, что мы как бы критикуем сейчас ОЗХО, но нужно понимать, что недовольство политизацией ОЗХО высказывается очень большим количеством стран.
Обратите внимание, последний отчёт ОЗХО по сирийскому городу Дума вышел промежуточным, и самые главные вещи в нём не были сказаны. О чём это говорит? О том, что, судя по всему, и среди инспекторов появляются люди, которые не согласны с той политической позицией, которую сейчас занимает руководство ОЗХО. Именно поэтому отчёты выходят куцые, в них не приводится совершенно простейшая информация, которая обязана приводиться в отчёте. Например, пришли в госпиталь в Думе, в отчёте написано, что они пришли в госпиталь в Думе, но всегда в таких случаях описывается, сколько людей записано в книгу посещений, кто из них имел симптомы, схожие с симптомами отравления химическим оружием, как их лечили врачи, опрос врачей. Это всё приводится в стандартном отчёте. Но даже эти данные не были приведены в отчёте по Думе. Я не сомневаюсь, что инспекторы пытались работать по традиционной технической схеме, но эти данные почему-то не попали в отчёт. Это говорит о том, что отчёты начинают становиться ангажированными, и это создаёт очень неприятный тренд. Раньше такого не было.
Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Уткин.