Актуально "Прожиточный минимум" от министра труда Саратовской области

12 октября 2018, 12:30

Чиновники в регионах порой начинают удивлять население. На этот раз отличилась министр труда и занятости Саратовской области Наталья Соколова. Она заявила, что 3,5 тысячи рублей "вполне достаточно для минимальных физиологических потребностей" неработающего пенсионера. Видеозапись этого разговора есть в Интернете, её может посмотреть любой желающий. Прозвучало данное высказывание Н. Соколовой после заседания комитета по социальной политике областной Думы, на котором обсуждалось повышение прожиточного минимума для неработающих пенсионеров. Между участниками встречи разгорелся спор о том, какой суммы будет достаточно для жизни неработающего пенсионера в течение месяца. Н. Соколова выразила мнение, что 3,5 тысячи рублей вполне достаточно для их минимальных физиологических потребностей. Местный депутат Николай Бондаренко решил ради эксперимента прожить на эту сумму, на что министр заметила, что легко сможет составить для него сбалансированное, но, правда, диетическое меню исходя из ассортимента магазинов со скидками, которые она обычно посещает. Позже Н. Бондаренко в интервью агентству "Свободные новости" заявил о невозможности прожить месяц, тратя на продукты 3,5 тысячи рублей. А если питаться только хлебом и макаронами, то это неминуемо приведёт к подрыву здоровья и появлению лишнего веса, подчеркнул депутат.

Ранее Минтруд России заявил о намерении увеличить прожиточный минимум во втором квартале 2018 года в России до 10444 рублей. По данным Росстата, стоимость продуктов питания в составе величины прожиточного минимума на душу населения увеличилась в первом квартале этого года на 3,3 процента. При этом индекс потребительских цен на продукты питания составил 101,5 процента.

Мнение члена Общественной палаты РФ Иосифа Евгеньевича Дискина.

Чиновники вместо того, чтобы эффективно работать на повышение благосостояния населения в регионах, почему в первую очередь бросаются доказывать, что 3,5 тысячи рублей – это достаточная сумма для здорового образа жизни. Как вам кажется, она достаточная?

И. Дискин: Для меня вся эта история очень огорчительна. Она говорит о том, что чиновники-технократы плохо понимают, как слово их отзовётся. Понятно, что есть очень тяжёлая и морально обременительная социальная проблема определения минимальных жизненных потребностей людей. В моей жизни мне пришлось быть замдиректора Института народонаселения, и мы довольно много работали с соответствующими госструктурами, которые определяют минимальный жизненный набор. Но это же не является нормой, это условие выживания людей. Но определять минимальный набор приходится, тем более, когда я работал, в 90-е годы была тяжелейшая ситуация, поэтому приходилось проблему решать, но мы никогда не занимали позицию оправдания этого. Мы говорили, что да, приходится решать тяжёлые вещи: зарплаты – бюджетникам, пенсии – пенсионерам, в том числе и определять прожиточный минимум. Но это минимальный уровень. И должно быть понимание того, что государство находится в долгу перед теми людьми, которым приходится выплачивать эти деньги. И говорить о том, что этого вполне достаточно? Ну, во-первых, не 3,5 тысячи, а нас всё-таки сейчас 10444 рублей прожиточный минимум, и президент не зря говорил о том, что мы обязаны минимальную заработную плату подтянуть к минимальному прожиточному минимуму.

Одно дело, когда ты говоришь о том, что прекрасно понимаешь, какую тяжёлую жизнь приходится проживать тем, кто вынужден жить на такую сумму. При этом реальная практика показывает, что в абсолютном большинстве случаев им помогают дети, что эта норма только для пожилых людей. Но говорить, что этого вполне достаточно… Человек должен просто после такого заявления в отставку подавать, потому что по нравственным критериям он не может занимать ту должность, которую он занимает.

Депутаты предложили министру попробовать прожить на такую сумму, так оказалось, что ей этого сделать не позволяет её статус?

И. Дискин: Она, может быть, и проживёт, но вопрос ведь не в том, как прожить на такие деньги, а в том, какую позицию занимать. Вообще, можно ставить любые эксперименты. Но я видел эту даму. Она вполне себе ничего, у неё нет избыточного веса, поэтому она вполне сможет, может быть, прожить на макаронах и картошке. Но дело не в этом. А в том, что говорить такие вещи нельзя. Если у тебя нет сочувствия к людям, не занимай ты этой должности.

Минимальный прожиточный минимум в 10444 рубля в России фактически уже принят. Понятно, что это тоже не роскошь. Понятно, что много чего надо туда включать: тёплую одежду, например, поскольку в России климат не такой, как в Папуа-Новой Гвинее.

А это единый для страны минимальный прожиточный уровень?

И. Дискин: Нет. Он дифференцирован по регионам. Потому в региональном парламенте и обсуждали эту тему. Но все равно, вопрос заключается не в самой цифре, которая тяжела для людей безумно, сколько в отношении. Такое отношение чиновника к данной цифре только усиливает недоверие общества к государству. Для гражданского общества это первая задача, но и не последняя для чиновников.

Если человек в частной жизни считает возможным так думать, то возникает вопрос об искренности её формальных позиций. Чиновнику надо понимать, что сегодня общество гораздо более чувствительно к нравственно-этическому измерению действий власти. А тех чиновников, которые занимают подобную высокомерно-технократическую позицию, надо постепенно выдавливать из органов государственного управления.

Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация