Авторские материалы Раскол есть раскол: почему прерваны отношения с Константинополем
Персоны
РПЦ вынужденно разрывает евхаристические отношения с Константинополем. Решение принято на заседании Синода в Минске. Оно объясняется действиями Константинопольского патриархата, который отменил акт XVII века о включении Киевской митрополии в состав Московского патриархата. В РПЦ эти действия называют "канонически ничтожными", отметил по итогам Синода митрополит Иларион: "Церковь, признавшая раскольников, исключает себя из канонического поля. Поэтому отношения с Константинополем придется прервать". О решениях, принятых в Минске, – материал обозревателя "Вестей FM" Николая Осипова.
Вмешательство в дела Церкви, нарушающие все каноны, – так характеризует действия Константинополя Синод в Минске. РПЦ общим решением разрывает отношения с патриархатом, который не просто поддержал раскольников, а, по сути, встал с ними в один ряд. Митрополит Иларион объяснил, почему у РПЦ не было другого выхода: это – вынужденная мера.
ИЛАРИОН: На сегодняшнем заседании Священного Синода было принято решение о полном разрыве евхаристического общения с Константинопольским патриархатом. Это было вынужденное решение, но иного решения не мог принять наш Священный Синод, поскольку к этому вела вся логика последних действий Константинопольского патриархата. Несколько дней назад на заседании Синода Константинопольского патриархата были приняты решения. Все эти решения, с точки зрения Русской православной церкви, являются беззаконными и канонически ничтожными. Русская православная церковь не принимает этих решений, не будет им следовать. Раскол остается расколом. Лидеры раскола остаются лидерами раскола, а та Церковь, которая, признав раскольников, вступила с ними в общение, тем самым себя исключила из канонического поля Православной церкви. Именно это является главной причиной, по которой мы вынуждены прервать общение с Константинопольским патриархатом как полностью идентифицировавшим себя с расколом.
Впервые в истории Синод РПЦ собрался за пределами России. Встреча в Минске – это в каком-то смысле посыл всем верующим, что вера не имеет политических и географических границ. Православные едины в ней, но недавние решения Константинопольского патриархата пытаются разорвать это единство, создавая смуту на Украине.
Синод – один из высших органов управления. Он состоит из предстоятеля – патриарха Московского и всея Руси, 9 постоянных и 5 временных членов – епархиальных архиереев.
Синод планировали по другому поводу – 1030-летию Крещения Руси, но действия Константинополя внесли коррективы. Исторические события XVII века, по которым Киевская митрополия – по вполне закономерным причинам – воссоединилась с Московским патриархатом, причем с согласия патриарха Константинополя, теперь, спустя несколько веков, вопреки всем канонам, признаны недействительными. Без веских аргументов, без внятных объяснений, что понятно – их просто нет и не может быть, украинская церковь отброшена назад, в XVII век. Предстоятели-раскольники Макарий и Филарет формально легализованы, с них сняли анафему. Для Филарета это – цель всей жизни – получить свою собственную церковь, за которую он вел борьбу с 90-х годов, когда он не смог стать патриархом московским, как того хотел, что и побудило его к расколу.
Митрополит Иларион рассказал и об исторических примерах, когда действия Константинополя вызывали сомнение и в ряде случаев нарушали церковные каноны.
ИЛАРИОН: Хотел бы сказать о том, что это – не первый случай подобного рода в истории православной Церкви. Был случай, когда, например, Константинопольский патриарх впал в ересь, и эта ересь была осуждена на III Вселенском Соборе, а патриарх Константинопольский Несторий был низложен. Был случай тысячу лет спустя, когда Константинопольский патриарх подписал унию с Римом. Это деяние осудили главы других православных церквей, оно было осуждено также в Русской православной церкви, и именно потому, что на тот момент не было канонического патриарха в Константинополе, а был патриарх-униат, Русская православная церковь самостоятельно избрала своего митрополита, и с этого момента начала свое бытие Русская церковь как автокефальная церковь. Наконец, в достаточно недавнее время – в 1996 году прошлого века – Константинопольская церковь вторглась в канонические пределы Русской церкви, основав свою юрисдикцию в Эстонии, и мы также были вынуждены прервать евхаристическое общение с этой церковью.
В РПЦ указывают на извращенную трактовку исторических событий, которые допустил Константинополь, пытаясь обосновать свои неканонические действия и легализовать раскольников. Теперь никаких совместных служб; миряне не смогут причащаться в храмах Константинопольского патриархата. Решения Синода уже направляют во все поместные церкви. Тем не менее в РПЦ сохраняют надежду на здравый смысл, который все же возобладает среди константинопольского духовенства.