Картинка

Актуально Как относиться к комедии про блокаду Ленинграда

16 октября 2018, 12:34

Информация о съёмках фильма "Праздник" (о комических событиях, происходивших в блокадном Ленинграде) была опубликована на одном из самых посещаемых в России порталов Mail.Ru ещё 4 сентября, но обратили внимание на неё почему-то только более месяца спустя. В социальных сетях она вызвала ожидаемое и логичное возмущение.

Есть ли возможность пресекать производство подобных фильмов, не нарушая Конституции и Уголовного кодекса, задаются сейчас многие. Режиссёр фильма – Алексей Красовский, в творческом багаже которого фильм "Коллектор" с Константином Хабенским, сериал "Откровения", а также сценарии к снятым другими режиссёрами картинам, . Фильм "Праздник" вроде как находится уже в монтаже.

Свою точку зрения представляет декан философского факультета МГУ им. М.В. Ломоносова Владимир Васильевич Миронов.

А. Красовский: "Я считаю, что всем можно смеяться над всем. Уж тем более художникам и творцам. Для меня запретных тем не существует, я против цензуры в любом её виде".

Чем цензура отличается от священной темы, которую не только не стоит высмеивать, но вообще касаться лишний раз?

В. Миронов: Конечно, заявление А. Красовского немного демагогическое, потому что любая культура как раз базируется на запретах. Есть совершенно элементарные вещи. Например, никому из нас в голову не придёт, если мы с вами идём на кладбище, там танцевать. По крайней мере, в нашей культуре. Поэтому, соответственно, такого рода запреты всегда присутствуют. Ясно, что для нас тема Ленинграда из разряда священных тем. И даже само применение к ней слова "комедия" или "чёрная комедия", на мой взгляд, не очень приемлемо.

Здесь другая проблема, как всегда, которая прикрывает сущность. Она связана с тем, что мы как бы фильма не видели, и художник, режиссёр всегда может сказать, что вы фильма не видели, а уже заранее критикуете и запрещаете. Действительно такая проблема существует. Более того, вполне вероятно, что под давлением этой критики в фильме будет что-то изменено. Тут интуиция должна художнику подсказывать, что отнюдь не все темы возможно соединять таким образом.

Если судить по сценарному контексту, я просто прочитал интервью режиссёра одному из порталов, в фильме режиссёр хотел высмеять богатых, которые вынуждены в определённых обстоятельствах (например, блокады Ленинграда) прикидываться бедными, в то время как вокруг все голодают. На этом он строит комичные ситуации. Почему для этого человек берёт и использует самый страшный момент XX века? Что, ничего другого для этого не нашлось?

В. Миронов: Думаю, что эту же тему можно раскрыть на другом контексте, не задевая других людей. Мы всё-таки живём в сообществе, и лишний раз провоцировать, задевать людей, а сегодня ещё живы блокадники и их дети, не надо. Для нас, для нашей страны, для нашей традиции эта история действительно является священной. И мы живём в своей культуре. Вполне вероятно, если бы это снимали где-то в Германии или в США, эта тема могла бы раскручиваться там подобным образом. Но мне кажется, что здесь интуиция подводит режиссёра при всей его талантливости.

Здесь ещё возникает вопрос и об адекватности. А. Красовский опять же говорит: "Возможно, сегодня кто-то скажет, что кощунственно проводить параллель между голодающим Олегом Сенцовым и блокадным городом, но я всё-таки её проведу. Ведь он голодал не за себя лично, а за свободу и за правду". Человек этот адекватно разграничивает два абсолютно разных времени и две совершенно разные трагедии?

В. Миронов: Конечно, не адекватно. Здесь такой типичный интеллигентский эпатаж. Мы можем поиграть в слова. Но за словами мы забываем одну важную вещь, что слово тоже ранит. Поэтому независимо даже от фильма, каким он будет, выйдет он или не выйдет, но в любом случае сами слова, которые здесь прозвучали, уже ранят других людей. Мы иногда не придаём этому значение, что слово может не просто ранить больно, но даже и убить. Поэтому я бы здесь всё-таки воздержался от такого рода комментариев, которые здесь идут. Это всё-таки такая псевдоинтеллигентская демагогия.

Если в качестве эпатажа используется такая глобальная трагедия целого века, не одного, а многих поколений, трагедия огромной страны, можно ли и надо ли пресекать производство подобного кино?

В. Миронов: Здесь мне трудно ответить, потому что не очень понятно, как эта практика действует. Если бы, например, был некий предварительный кем-то просмотр… Но в любом случае сама тематика не приемлема. Но можем ли мы юридически запретить это, вот этого я не знаю. Потому что есть и обратные ситуации. У меня был такой случай в 70-е годы, когда мне, ещё молодому комсомольцу, предложили критиковать на комсомольском собрании роман А. Солженицына, на что я ответил, что дали бы мне его хотя бы почитать. То есть, эта проблема существует тоже. Поэтому я всё-таки не сторонник каких-то запретов вообще. Надо разбираться. Но по тому, как режиссёр озвучивал уже и сценарий, и т.п., мне кажется, что это не очень приемлемо.

Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация