Актуально "Пережиток прошлого": Греф выступил против физматшкол

17 октября 2018, 12:30

• "Пережиток прошлого": Греф выступил против физматшкол.

Глава Сбербанка Герман Греф считает, что в будущем самыми востребованными станут многопрофильные работники. По этой причине он выступил против узкоспециализированных математических школ, где детей, по его мнению, не развивают всесторонне, а обучают одному монопредмету. Как отметил Г. Греф, даже программистам, наиболее востребованным сейчас специалистам, стоит задуматься о том, чтобы расширить свои навыки, иначе в скором времени они станут не нужны работодателям. Г. Греф считает, что со временем наиболее востребованными на рынке труда станут многопрофильные специалисты. По его словам, даже столь нужные сейчас программисты окажутся не у дел, если они не будут владеть широким набором навыков. В этой связи, считает Г. Греф, узкоспециализированные школы с математическим уклоном – это пережиток прошлого. Об этом Г. Греф заявил на Московском международном форуме "Открытые инновации" во время обсуждения кадровых проблем.

Ситуацию анализирует директор образовательных проектов фонда "Диалог" кандидат педагогических наук Анатолий Александрович Ермолин.

Не ошибается ли Г. Греф, говоря о том, что школы с математическим уклоном – это прошлый век?

А. Ермолин: Я считаю, что ошибается. Или по каким-то другим причинам формулирует это таким образом. В эфире прозвучала информация, что учащиеся математических школ занимаются только математикой. Нет. Традиция советской политехнической школы заключается в том, чтобы человек развивался гармонично. Но если у человека есть особые способности, связанные с математикой, то таких ребят надо отбирать и поддерживать. Безусловно, в этом деле у российской школы есть огромнейшие достижения. Если мы от них откажемся, то просто-напросто начнём терять свою конкурентоспособность.

Математика – это фундаментальная наука, на которой держатся многие остальные науки?

А. Ермолин: Конечно. И дети, обладающие математическими способностями, талантами, уникальными качествами, везде на вес золота. Их ищут, их поддерживают, их покупают во всём мире. Дело в том, что математические школы никогда не были школами для всех. Они были школами для талантливых детей. И зачем нам отказываться от детей, одарённых в этой сфере, мне лично абсолютно не понятно.

Так же, как непонятно, почему нам не нужны узкие специалисты. Может быть, у нас именно поэтому сегодня врачи не знают, как делать операции, учителя не знают, как преподавать, а инженеры не могут рассчитать старт ракеты, отчего у нас все ракеты начали падать? Может быть, это связано как раз с отсутствием в базе знаний человека такой удивительной фундаментальной науки как математика?

А. Ермолин: То, о чём говорит Г. Греф, – это про так называемые "софты" (мягкие свойства) или современные компетенции. Никто не мешает человеку с фундаментальными знаниями осваивать все навыки, необходимые для командной работы и для бизнеса. Но при этом, если у тебя нет своей уникальности как у специалиста, то кому ты нужен? Если говорить про математиков, то математическая школа, к счастью, пока ещё сохраняется в России. Давайте откажемся от математических классов, от математической специализации и будем учить детей так называемым "софтам"… Только умные люди давно сказали, что "софты" хорошо на "хардах" пребывают. Когда у человека уже есть фундаментальная подготовка, фундаментальное образование, очень узкий, очень специализированный уклон, безусловно, таких людей надо искать, поддерживать, в том числе и на государственном уровне.

То, о чём говорил Г. Греф, было связано с наплывом юристов и экономистов в 2000-е годы, когда все считали, что это профессии будущего, и поголовно шли учиться на юристов и экономистов. А можно ли попасть в такую же ловушку, как это было с теми же самыми экономистами, готовя математиков в большом количестве? Мне кажется, что нет.

А. Ермолин: Потому что это будут такие же математики, как в большом количестве юристы и экономисты. Их никто не купит. Проблема ведь ровно в том, что была некая легенда, которую и покупали, к сожалению. Молодые люди массово шли обучаться юридическим и экономическим специализациям. Но рынку не нужны середнячки. Конечно, многие эти люди не работают как экономисты и как юристы. Такого количества специалистов просто не нужно. То же самое с точки зрения уникальных математических компетенций. Всегда будет мало таких людей, которые являются действительно уникальными математиками. И под них обязательно должны быть и математические классы, и математические вузы.

А те самые школы с математическим уклоном, в которых пичкают учащихся одним монопредметом, сегодня существуют? Мне кажется, что современные математические школы достаточно многополярны? Как они сегодня устроены?

А. Ермолин: Я не встречал таких школ, где пичкают учеников сугубо математическим уклоном. Мне довелось в прошлом году много работать в "Сириусе". Это центр, куда отбирают самых талантливых детей, в том числе тех, кто занимается серьёзно математикой, программированием и близкими смежными отраслями. Да, это дети, но они для себя выбрали, что будут в будущем либо программистами, либо математиками, либо кем-то на стыке этих двух профессий. И они занимаются адресно именно по данным направлениям. Но никто не отменял того, что они должны знать русский язык, физику, историю и всё остальное. Поэтому на самом деле нормальный подход, а я не зря вспоминал советскую политехническую школу, в том, что мы должны развивать детей по всем направлениям. Но если мы видим, что у кого-то есть уникальные способности, их обязательно мы должны поддерживать. Потому что современные рынки труда, современная промышленность требует уникальных специалистов. Подготовить настоящего математика и программиста – это очень затратное дело.

Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация