Актуально Издевательства над пожилым пациентом в Магнитогорском ПНД без увольнения не остались

17 октября 2018, 12:36

• Издевательства над пациентом в Магнитогорском ПНД подвели виноватых под увольнение.

Это видео в Интернете накануне возмутило миллионы пользователей. Пожилой пациент, над которым, как следует из размещённого видео, издевались работники психоневрологической больницы № 5 города Магнитогорска, как выяснилось, скончался через некоторое время после выписки из медучреждения. Об этом сообщила пресс-секретарь Минздрава региона Мария Хворостова.

На выложенных в сети кадрах видно, как медицинский сотрудник бросает в пациента больницы – пожилого мужчину тапок, а затем его пинает. Происходящее сопровождается смехом его коллег. Минздрав региона назвал случившееся вопиющим нарушением прав пациента и заявил о максимально жёсткой проверке с максимально строгими мерами для всех участников инцидента вплоть до администрации.

По поручению прокуратуры Челябинской области, проверка лечебного учреждения проводится прокуратурой Орджоникидзевского района города Магнитогорска.

Как выяснилось, мужчину выписали из больницы в июле, а скончался он в сентябре. Естественно, здесь никакой связи не прослеживается, но хотелось бы сейчас обсудить этические нормы поведения медиков в подобного рода медучреждениях, да и вообще во всех медучреждениях.

В ситуации разбирался член Общественного Совета при Росздравнадзоре, юрист, доктор медицинских наук Алексей Анатольевич Старченко.

Каким должно быть наказание за издевательства над пациентами не только ПНД, но и вообще находящимися в больницах?

А. Старченко: Полагаю, что должно быть дисциплинарное наказание. Такие люди должны быть уволены, потому что они фактически нарушили требования своих должностных обязанностей, превысив должностные полномочия. Если в подобных случаях будет установлена связь их действий с нанесённым вредом здоровью пациента, если запустили в него не тапком, а значительно более тяжёлым предметом, когда возможно получение тяжёлого повреждения, то возможна уже уголовная ответственность. Полагаю, что родственники вправе предъявить иск медицинской организации за то, что в ней отсутствует внутренний контроль. Именно отсутствие внутреннего контроля привело к тому, что ряд сотрудников распоясались. И тогда руководитель этой медицинской организации должен компенсировать моральный и материальный вред родственникам умершего пациента. Сначала им надо предъявить иск, в данном случае ещё три года исковой давности не прошло, поэтому полагаю, нужно наказать рублём, потребовав возмещения морального вреда. Если мы по всем трём позициям пройдёмся и сообщим от этом СМИ, думаю, в следующий раз руководители медицинских организаций такого рода всё-таки будут более внимательными к своим пациентам и особенно к своему персоналу. Поставят видеокамеры, будут наблюдать. Мы на Общественном совете в Росздравнадзоре ещё лет 15 назад приняли решение, что в критических зонах медицинских организаций должны быть установлены видеокамеры, ключ к которым должен быть у Росздравнадзора. Не у главного врача, а у Росздравнадзора, чтобы Росздравнадзор мог бы периодически смотреть, особенно когда возникают жалобы подобного рода, и устанавливать конкретных виновников. Не вообще, а конкретного виновного, который должен быть наказан. В том числе, возможно, и руководитель, который тоже должен периодически обращаться в Росздравнадзор, но не для того, чтобы использовать функцию "Стирание", а чтобы иметь функцию "Просмотр" в таких критических зонах, как приёмное отделение, реанимация и родильный зал.

Конечно же, психоневрологический больной способен вызывать раздражение у персонала. Но для этого и подбирается там другой персонал. Нужно осуществлять определённый психотбор, отбирая людей более толерантных, добродушных, не вспыльчивых, не хамливых. Потому что мы же в ПНД направляем больных, которые требуют сострадания. И, конечно, функция сострадания у такого персонала должна быть. Руководители тоже должны на это обращать внимание при подборе, и компенсационные выплаты должны быть предусмотрены в связи с работой с подобными пациентами.

Ранее много говорилось о реформе в системе ПДН. Потом, правда, стало ясно, что реформа провалилась. Каково сегодня состояние дел в системе ПНД? Каким-то образом регулируется осуществление контроля за работой врачей в таких учреждениях и состоянием пациентов?

А. Старченко: Контролироваться всё это должно Росздравнадзором. Эта организация сегодня обладает серьёзными полномочиями. В том числе и КоАПП даёт им полномочия применять серьёзные финансовые санкции к руководителям медицинских организаций, которые не выдерживают всех требований. Сегодня ситуация пёстрая в том смысле, что всё зависит от руководителя. Если руководитель позволяет персоналу так себя вести, если он не контролирует персонал, не наказывает материально за какие-то проступки… А ведь всё это видно, человеку достаточно сложно вести двуличную жизнь: перед руководством говорить и делать одно, а затем, оставаясь на дежурстве, делать по-другому, всё это руководству медучреждения видно, руководство обо всё этом знает, думаю, что оно просто считало, что у них такой контингент, что он недопонимает. Понятно, что у психоневрологического больного отсутствует критика и самокритика. И, скорее всего, он может не понять такого отношения. Это мы с вами оцениваем всё по-другому, а этот пациент может в силу определённого тяжёлого поражения своего головного мозга не оценивать этого. И рассматривать это просто как запугивание.

Это объективная реальность, что психоневрологический пациент не может исполнять какие-то предъявляемые ему требования. И по санитарной гигиене, и по какому-то самообслуживанию. Но для этого он туда и помещён, чтобы эти его выпавшие функции замещал персонал. А персонал, по-видимому, считает, что нужно больных воспитывать, требовать от них. Вот этого как раз нельзя допускать. Персонал нужен для того, чтобы заместить выпавшую функции у больного, а не возобновлять её на пустом месте, требуя, чтобы она возместилась.

Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация