Актуально "Банковское рабство" по-русски
Персоны
"Всё ещё существует в России "банковское рабство" и с ним необходимо бороться, – заявила глава Банка России. – Мы когда-то говорили, что правительство занимается ликвидацией "мобильного рабства", но "банковское рабство" существует".
При этом глава ЦБ подчеркнула, что у потребителей должна быть возможность выбирать услуги вне зависимости от того, в каком банке открыт счёт. "Это то, над чём мы должны думать. И мы как регулятор хотели бы получить ответную реакцию рынка, что нам сделать для того, чтобы это устранить", – резюмировала глава ЦБ.
Точка зрения профессора Российской экономической школы Олега Константиновича Шибанова.
В чём же заключается "банковское рабство"? Чем оно вредит гражданам и экономике? Почему его так сложно победить?
О. Шибанов: Основная история возникает с тем, куда работодатель направляет своего работника в ситуации, когда тот идёт открывать карточный счёт. У многих компаний, особенно крупных, есть договорённости с определёнными банками. Понятно, что кому-то удобнее использовать крупный государственный банк, а кому-то – крупный частный. И это рабство в том смысле, что человек не может сказать работодателю: "Извините, но я с детства люблю дорогой мне банк из небольшого региона, поэтому хочу использовать его банковскую карту". В принципе, по законодательству он может это сделать.
То есть, "банковским рабством" называется ситуация, когда человек устраивается на работу и ему зарплату переводят на счёт в конкретном банке, который выбирает работодатель?
О. Шибанов: Так и есть. Есть, правда, ещё одно дополняющее условие. У некоторых банков есть услуги, которыми вы с удовольствием могли бы пользоваться, а у других банков, в которых ваш работодатель предпочитает заводить вам счёт, таких услуг нет. В результате это сильно напоминает ситуацию, когда несколько лет назад у мобильных операторов было "мобильное рабство". Человек был привязан к крупной компании и не мог перейти в другую с сохранением номера. И когда всё это разрешили делать, оказалось, что существенная часть пользователей всё-таки хочет переходить к другим мобильным операторам, потому что у тех качество услуг выше, а их стоимость ниже.
Эльвира Набиуллина как раз говорила про это: желательно, чтобы у работников как-то было больше свободы переходить в другие банки и пользоваться другими услугами.
А почему работодателю выгодно, чтобы все его работники получали зарплату через один банк?
О. Шибанов: Часто это связано с зарплатными счетами и с тем, сколько обслуживание этих зарплатных счетов стоит. Дело в том, что работники предпочитают, чтобы для них зарплатные карты были бесплатными. Это означает, что работодатель должен фактически платить за обслуживание этих банковских зарплатных карт. И вопрос в том, какие банки именно крупным работодателям хотят предоставлять какие-то выгодные или не очень выгодные условия. Поэтому здесь, конечно, такая двойственная связь. И это вполне рыночные вещи, но в результате многие люди оказываются фактически зажаты в условиях каких-то не самых развитых цифровых услуг отдельных банков.
А что делать в этой ситуации? "Банковское рабство" вообще как-то возможно победить? Получается, со слов госпожи Э. Набиуллиной, что никак не заставить работодателя освободить своих "рабов" и позволить им пользоваться услугами любого банка?
О. Шибанов: По законодательству у работника такое право есть. За исключением работников бюджетной сферы, у которых карта "Мир" является основным базовым элементом, куда зачисляется зарплата, а дальше он может использовать её в разных вариантах. Практически у любого работника коммерческого сектора есть возможность изначально написать заявление о выборе им банка. Однако работодатель часто наличие такой возможность скрывает от работника или пытается заставить его все равно использовать счета только в одном конкретном банке. Здесь надо открывать глаза. Кнутов-то много. Можно оштрафовать работодателя, в конце концов, за то, что он не даёт возможности своему работнику выбрать себе банк.
Если работник захотел перейти в другой банк, что может ему помешать написать заявление? Кто его может заставить оставаться в прежнем банке?
О. Шибанов: Просто работодатель будет смотреть на это косо. А что такое "косо" в российских реалиях? Это может быть воспринято по-разному. Иногда работник просто не хочет даже связываться из-за такой ситуации.
Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.