Актуально Отечественным авиаперевозчикам придётся хранить данные о билетах и регистрации в России

22 октября 2018, 12:28

Реализация планов Минтранса о переносе в Россию серверов для продажи билетов и регистрации на рейс способна привести к прекращению работы российских авиакомпаний.

Об этом говорится в июльском письме генерального директора авиакомпании "Сибирь" Владимира ОБъедкова президенту Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимиру Тасуну. По мнению В. Объедкова, такое развитие событий не только чревато полным прекращением деятельности российских авиакомпаний, но и долгосрочным (2-4 года) и дорогим переходом к другим системам бронирования.

Три самых крупных отечественных авиакомпании на данный момент сотрудничают с иностранными провайдерами, в то время как практически все остальные авиакомпании взаимодействуют с отечественной системой "Сирена-трэвел". При этом российские провайдеры не соответствуют требованиям, которые предъявляют авиакомпании, отмечает гендиректор.

Точка зрения исполнительного директора агентства "Авиапорт" Олега Константиновича Пантелеева.

Как связаны перенос серверов и работа авиакомпаний?

О. Пантелеев: Требования Минтранса предполагают, что те персональные данные, которые сообщают российские граждане, покупая билеты на внутрироссийских рейсах, должны обрабатываться на серверах, физически расположенных в РФ, в то время как крупнейшие российские авиакомпании сотрудничают с иностранными провайдерами, сервера которых физически находятся либо в США, либо в Евросоюзе (в частности, в Германии).

Поэтому вариантов развития событий – три.

Первый вариант – наименее реалистичный. Какая-то авиакомпания отказывается выполнять требования Минтранса, не обрабатывает данные внутрироссийских бронирований в России и прекращает свою операционную деятельность. Здесь всё понятно.

Альтернатив остаётся две. Либо (второй вариант) договариваться с западными провайдерами, чтобы они сделали в России свой центр обработки данных, и тогда, естественно, всё оборудование будет в России, а требования законодательства будут выполнены.

Либо (третий вариант) мигрировать в российские компании, которые также предоставляют услуги по бронированию. Процесс миграции действительно длительный и действительно дорогостоящий. Стоимость миграции оценить сложно, но она, очевидно, будет превышать десяток миллионов долларов, хотя это зависит от масштаба авиакомпании. Кроме того, потребуется время, чтобы данные, которые находятся в отечественной системе бронирования, можно было гарантированно представлять потребителям-авиапутешественникам, которые хотят купить билет на внутрироссийские рейсы, находясь за рубежом. Но в любом случае, чем быстрее российские авиакомпании выберут один из вариантов и начнут двигаться в выбранном направлении, тем больше вероятность того, что миграцию удастся завершить в отведённый Минтрансом срок и что в дальнейшем система будет работать надёжно и без сбоев.

Система бронирования важна для авиакомпаний как кровь. По-другому они никак уже сейчас не работают. Бронирование для авиакомпаний – это такой денежный задел на несколько месяцев вперёд и это входит в расчёты их функционирования?

О. Пантелеев: По большому счёту, витриной авиакомпании является система бронирования. Нет витрины – нет продаж, нет поступления выручки, не операционной деятельности. Именно поэтому авиакомпании весьма заинтересованы в том, чтобы эта "витрина" функционировала в режиме "24х7", была доступна и в России, и в любой точке планеты для любого потребителя.

Насколько серьёзными можно считать слова господина В. Объедкова и других экспертов, говорящих, что действительно сейчас может произойти некий коллапс на рынке авиаперевозок?

О. Пантелеев: Я уверен, что до коллапса дело не дойдёт, потому что, как бы авиакомпаниям ни хотелось сэкономить и не выполнять требования Минтранса, всё-таки Минтранс непреклонен, и авиакомпании пойдут к западным или к отечественным поставщикам услуг в поисках приемлемого решения. Да, это будут дополнительные расходы. Да, на это время возникнет риск каких-то сбоев, но в масштабах отрасли они не будут катастрофичными. В дальнейшем же, как можно предположить, услуги российских систем бронирования окажутся дешевле, чем у иностранных поставщиков, и какую-то часть денежных затрат российские авиакомпании смогут за счёт этого вернуть.

Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация