Актуально Власть оценит шансы губернаторов на победу в ходе выборов
Администрация президента начинает мониторинг избираемости губернаторов в России, которым предстоят выборы в 2019 году. Главная задача мониторинга – выявить тех, кого нужно заменить, и определить конфигурацию избирательных кампаний для тех, кто останется.
Совещание, где обсуждался мониторинг, прошло 25 октября у начальника управления президента по обеспечению деятельности Госсовета Александра Харичева.
Исследование решено проводить из-за выборов в регионах, которые прошли 9 сентября 2018 года, победить на которых не смогли четыре губернатора. Администрация хочет минимизировать риски. Много регионов с не понятной до конца ситуацией. Теперь все понимают, что проиграть губернатор может даже без конкуренции. Нужна объективная оценка текущей обстановки и тенденций. Одно дело, когда в регионе плохо, но есть тенденция к улучшению. А если же регион не плох экономически, но есть негативная тенденция, это уже проблема. Нужно выяснить, каковы шансы новых и.о. губернаторов на избрание, есть ли у них реальные конкуренты и риски, какой может быть кампания, нужно изучить информационный и социальный фон, а также мнение жителей. Важно, что появился внятный запрос на то, чтобы власть слушала людей, фиксировала проблемы и объясняла, что делает. Коммуникация региональных властей с элитами, лидерами мнений, экспертами и жителями тоже будет оцениваться.
Точка зрения председателя правления Фонда развития гражданского общества Константина Николаевича Костина.
Что означает формулировка "минимизация рисков"? Насколько можно минимизировать эти риски?
К. Костин: Я бы вообще оставил все эти предположения и умозаключения на совести авторов, которые какие-то действия власти трактуют, исходя из собственных представлений и имеющейся информации. Ну что значить "минимизация рисков"? Каких рисков?
Но есть же много регионов с не понятной до конца ситуацией. Что здесь имеется в виду? Есть регионы, где экономическая ситуация не настолько хороша, как хотелось бы. И если есть негативные тенденции, то это проблема. О каких негативных тенденциях может идти речь?
К. Костин: Негативные тенденции там самые разные. Прежде всего, богатство региона и экономическая успешность не являются синонимами счастья. У нас много регионов, где у руководителей рейтинг не очень высокий, многих из них уже сменили, а по экономическим показателям регион находится среди лидеров. Поэтому я не очень понимаю, о каких тенденциях говорится.
И очень интересно, что значит оценить избираемость. У тех, кто занимается выборами, у политтехнологов есть такая поговорка, что не бывает плохих кандидатов, бывают плохие политические менеджеры, плохие политтехнологи.
Внятный запрос на то, чтобы власть слушала людей… Сегодня действительно существует такой фактор?
К. Костин: Запрос этот, безусловно, существует. Демократия как способ организации власти, организации системы госуправления – это, конечно, ответ на то, что люди хотят, чтобы их слышали, чтобы их запросы улавливались. Соответственно, демократия предлагает определённый набор инструментов и механизмов обратной связи с обществом.
Понятно, что люди хотели бы, чтобы местные власти их слышали, но на самом деле существует ли эта коммуникация?
К. Костин: В реальном мире везде эту коммуникацию пытаются организовать. Где-то лучше получается, где-то хуже. Где-то она более эффективна. Есть много регионов, где экономическое положение не самое лучшее, ресурсов у субъекта может быть не очень много, но в силу того, что власть активно взаимодействует с людьми, даже то немногое, что есть, пытается совместно с ними каким-то образом тратить на развитие субъекта, на первоочередные по мнению людей, а не по собственному усмотрению социальные программы. И там с социальным самочувствием и с доверием к властям всё обстоит неплохо.
Эффективным ли будет предлагаемый многофакторный анализ избираемости губернатора и работы регионального блока внутренней политики?
К. Костин: Знаете, здесь всё намешано причудливо. Потому что избираемость – это один показатель. Что такое избираемость? Это сегодняшний рейтинг и какой-то прогноз того, что с этими рейтингами будет к моменту выборов? Да, анализ политических конкурентов, анализ проблемности и остроты тех или иных тем, которые могут всплыть в ходе кампании. Собственно, вот и всё. Тем более что это тот риск, которым вполне можно управлять. Поэтому, я бы сказал, не избираемость, а вопрос проектирования избирательной кампании.
А второе, о чём вы говорили, – это уже более серьёзный анализ. Но работа внутриполитического блока – это же не выборы. Власть, вообще-то, просто должна организовывать выборы. А кандидата от власти должен сопровождать не внутриполитический блок, а его избирательный штаб. Власть в этом смысле должна создавать одинаковые условия для участия в выборах всем сильным кандидатам на территории субъекта. Поэтому, мне кажется, вот в газете "Ведомости" написали, что это какой-то ответ на вызовы вторых туров, которые прошли, но это немного другое. Мы действительно имеем ситуацию, когда меняются традиционные модели поведения больших электоральных групп. И в этом смысле этот мониторинг мало чем поможет.
У нас ближайшие выборы губернатора состоятся в Приморье? Какова там сейчас ситуация? Кто там сейчас претенденты и сколько вообще кандидатов в итоге?
К. Костин: Да, в Приморье. Там на сегодняшний день о своём участии заявил исполняющий обязанности губернатора Кожемяко, который пойдёт на выборы в качестве самовыдвиженца. Это участник прошлого голосования, представитель КПРФ Ищенко, у которого очень хорошие позиции. Они с Кожемяко являются основными соперниками. Сможет ли он зарегистрироваться или нет, сможет ли он собрать необходимое количество подписей, посмотрим, но он в любом случае он либо участник выборов и либо, даже если не станет кандидатом, он будет очень серьёзно на эти выборы влиять. Потому что всё-таки жители Приморья считают, что он несправедливо пострадавший. Ещё есть представитель ЛДПР, кстати, достаточно сильный. И ещё обозначилось некоторое количество московских кандидатов. Это Максим Сурайкин, представитель одной из коммунистических партий. И от Альянса зелёных – Олег Митволь. Но они все только заявили о своём намерении. Им тоже надо собрать необходимое количество подписей муниципальных депутатов и пройти все необходимые процедуры, чтобы стать кандидатами. Такая картина в Приморье. Очевидно, что выборы там вне зависимости от конфигурации пройдут по конкурентному сценарию.
В 2019 году в 16 регионах ожидаются выборы губернаторов. Как вам кажется, будут ли какие-то серьёзные изменения в виде отставок в канун выборов?
К. Костин: Сейчас в абсолютном большинстве из этих регионов уже появились исполняющие обязанности губернаторов. Те, кто пойдут на выборы. Соответственно, сейчас они входят в курс дел, формируют свои команды. Думаю, что другие кадровые перемещения, отставки и назначения случатся в начале следующего года, задолго до старта избирательной кампании. Но, безусловно, если приходят новые люди, какие-то перемены в руководстве регионов будут совершенно точно.
Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.