Актуально В России зафиксирована рекордно низкая безработица
В России рекордно низкая безработица. Однако в мировом рейтинге по этому показателю нас опережают развитые страны Европы и Азии. Тревожит то, что в ряде российских округов безработица не падает, а даже растёт. При этом россияне всё дольше ищут работу и редко обращаются в службы занятости. Из-за повышения пенсионного возраста трудоустроиться станет ещё сложнее, беспокоятся эксперты.
В глобальном рейтинге стран по уровню безработицы Россия занимает лишь 22-е место в мире. В целом по этому показателю нас опережают развитые страны Европы и Азии, а также США, отмечается в обзоре Национального агентства финансовых исследований. "Соседями" нашей страны по уровню безработицы в 4-5 процентов являются Великобритания, Южная Корея, Израиль, Бангладеш и Индонезия.
Эксперт – проректор Академии труда и социальных отношений, профессор РАНХиГС доктор экономических наук Александр Львович Сафонов.
Действительно ли в России низкая безработица?
А. Сафонов: Согласно методике МОТ (Международной организации труда), к безработным относят всех тех лиц, которые а) оказались безработными, б) не имеют источников доходов от работы, включая временную, и в) готовых приступить к работе немедленно. Эти три условия при опросах являются основанием отнести человека к состоянию безработного.
В условиях России туда не попадают лица, которые находятся в так называемых "административных отпусках". А таковыми, по статистике Росстата, называют почти 848 тысяч человек. То есть, это лица, которые в силу экономических обстоятельств не разрывают трудовые отношения с работодателем, продолжают числиться на предприятии, но не работают и денег от него получают. Соответственно, это значительным образом меняет ту благостную картинку, на которую всё время ссылаются некоторые коллеги. Это, во-первых.
Во-вторых, есть косвенное подтверждение того, что безработица растёт. Это всё-таки большое количество, причём не снижающееся, лиц, уже длительное время находящихся в так называемом "теневом рынке труда". Это люди, которые обслуживают интересы нас с вами с точки зрения оказания нам услуг. А для этого у нас с вами должны быть деньги. И если денежный поток в доходах домохозяйств сокращается, то, соответственно, должно сокращаться и количество занятых в этом секторе. А этого не происходит. Значит, здесь просто ошибка в методике расчётов Росстата.
И третье. Нам "дико повезло", что происходят два фактора одновременно. Это снижение численности лиц в трудоспособном возрасте в результате демографической ямы, когда меньшее количество работников выходит на рынок труда, и одновременно сокращаются рабочие места. Какое-то время нам помогало снижать формальную безработицу сокращение выхода молодых на рынок труда. Но как только эта ямка закончится, мы увидим совершенно другую картинку.
Это сколько лет должно пройти?
А. Сафонов: Думаю, что уже в ближайшие два года. Кроме того, эту картину резко поменяет ситуация с продлением занятости в результате изменения пенсионного возраста. Это как минимум ежегодно дополнительно на рынок труда будет выводить до полуторамиллиона человек. И для них нужно будет изыскивать рабочие места, которые раньше заполнялись молодыми лицами или даже просто ликвидировались. Сейчас это будет серьёзнейший дефицит.
Теперь, что касается методологии оценки официальной безработицы. Это те люди, которые обратились в службы занятости за поиском работы. Там есть тоже свои подводные камни.
Во-первых, не признаётся безработным человек, который пришёл в службу занятости, ранее уволившись по собственному желанию или по соглашению сторон. Если такой человек пришёл в службу занятости, он не будет там зарегистрирован в качестве безработного. Он же сам уволился, а не по экономическим обстоятельствам.
Второй момент. Люди, которые пришли в службу занятости и их тут же отправили на повышение квалификации, тоже временно не регистрируются как безработные. Это тоже позволяет их не учитывать.
В чем связано то, что россияне боятся или стесняются получать статус безработного? Или это такие законы?
А. Сафонов: Общемировая тенденция такова, что службы занятости в лучшем случае обслуживают до 14 процентов лиц, оказавшихся в состоянии безработных. А причины следующие. Первая – неэффективность службы занятости. То есть, зачем идти туда, где тебе не предоставят рабочее место, которое тебе необходимо по месту жительства, по квалификации, по тому заработку, который человек хочешь получать для того, чтобы кормить свою семью.
Это особенности российской службы занятости? Или так во всём мире?
А. Сафонов: В первую очередь, конечно, нашей. Во-вторых, потому что в службе занятости достаточно много вакансий всякого рода чернорабочих, уборщиц, охранников и т.д. При всём моём уважении к их труду, если в центре инженеру предложат такую вакансию, мало кто на неё согласится. Тем более, есть огромное количество вакансий, которые по факту заняты, но которые, например, распределили внутри бюджетного учреждения в виде совместительства, чтобы повысить заработную плату работникам. Однако формально такая вакансия есть.
Сегодня российские службы занятости требуют срочного реформирования?
А. Сафонов: Безусловно. Во-первых, с точки зрения организации работы, во-вторых, с точки зрения финансирования и, в-третьих, с точки зрения целеполагания их деятельности.
Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.