Картинка

Актуально Нефтяные магнаты хотят взвинтить цены на бензин с нового года

30 октября 2018, 12:12

Представители нефтяных компаний на совещании у вице-премьера Дмитрия Козака предложили с начала следующего года поднять цены на 4-5 рублей за литр бензина.

Об этом сообщает РБК со ссылкой на участников встречи. При этом другие участники совещания выразили мнение, что нефтяники просто жаловались правительству на свои проблемы и в 4-5 рублей оценивали убытки при продаже литра топлива. Но поднимать цены по принципу "мне плохо, поэтому плевать на всех" всё-таки не будут. Согласно данным Росстата, средние розничные цены на бензин и дизельное топливо на 7 октября составили 43,28 рубля и 44,68 рубля соответственно.

Цены на топливо пошли резко вверх весной. К середине апреля розничные цены на бензин превысили 40 рублей, а к началу июня – уже 43 рубля. С начала 2019 года начинается завершение налогового манёвра в нефтяной отрасли, направленного на сдерживание внутренних цен на топливо. В свою очередь первый вице-премьер, министр финансов Антон Силуанов и министр энергетики Александр Новак заявили, что рост цен на бензин в 2019 году будет в пределах инфляции.

Ситуацию на рынке топлива анализирует генеральный директор ОАО "Солид – товарные рынки" Илья Викторович Мороз.

Прямо хочется пожалеть бедных владельцев нефтяных компаний: ведь им так сейчас тяжело. Но поднять сразу на пять рублей цену за литр бензина… Как можно оценить аппетиты нефтяников? И действительно ли это была жалоба, что они столько теряют с продажи одного литра бензина, или же это была просьба к правительству поспособствовать повышению цен на бензин на пять рублей за литр?

И. Мороз: Утверждать, что нефтяники теряют 4-5 рублей на литре продаваемого бензина, не совсем корректно. Потому что речь здесь идёт об упущенной выгоде. Потому что нефтяники могли бы, экспортируя это топливо, заработать больше.

И у правительства сейчас очень непростая задача. Все кому не лень его критикуют, а решить эту задачку очень непросто. Потому что, с одной стороны, нужно поддержать автолюбителей, которым очень дорого платить за топливо по мировым ценам. Это недопустимо. А, с другой стороны, каким-то образом нужно поддержать нефтяные компании, которые недозарабатывают. Соответственно, те меры, которые обсуждаются, – это такой справедливый компромисс, который звучит следующим образом: нефтяные компании, вы, экспортируя нефть и нефтепродукты, получаете высокую доходность, хорошую маржу, так что будьте любезны обеспечьте внутренний рынок нефтепродуктами. И мы сейчас говорим только о том, что было бы правильно сделать таким образом, чтобы топливо, которое поставляется на внутренний рынок, поставлялось на одинаковых условиях для всех участников рынка. А не так, что своим сбытовым подразделениям и АЗС нефтяная компания будет отдавать товар дёшево, а всем остальным независимым участникам – дорого, как это сейчас происходит. Соответственно, все независимые компании сейчас умирают. И умирает конкуренция. А вот этого допустить нельзя.

Все последние десятилетия руководители нефтяных компаний постоянно жалуются, что у них постоянно убытки. Но если у компании постоянные убытки, может быть, не надо бегать и жаловаться правительству? Может быть, надо подумать о том, правильно ли ты руководишь своей компанией? Чтобы поднять цены, особой мудрости не нужно.

И. Мороз: На самом деле, если посмотреть официальную отчётность всех крупнейших российских нефтяных компаний, то у них рекорды по чистой прибыли за 2017 и 2018 годы. Причём в 2018 году достигнуты баснословные результаты, и об убытках речи и близко не идёт. Речь идёт всё-таки о недополученной прибыли.

А есть выход из ситуации, который бы всех устроит? На что готово пойти правительство на этот раз? И чего можно ожидать?

И. Мороз: Лично я ожидаю увеличения объёмов биржевых продаж по нефтепродуктам. Уже согласован совместный приказ Антимонопольной службы и Минэнерго. Правда, это половинчатая мера. Те объёмы, которые сейчас согласованы, недостаточны для того, чтобы ситуацию купировать. Но это как очередной шаг в правильном направлении. Критиковать его невозможно. Поработают, убедятся, что недостаточно, будем очень надеяться, что добавят.

Сейчас много говорится о том, что введут лицензии на экспорт нефтепродуктов. Но очень мало кто понимает на самом деле, что это абсолютно лишняя мера, потому что нефтепродукты никто из трейдеров не экспортирует. Этим занимаются только нефтяные компании. Потому что абсурд: там в цене сидит очень высокий акциз и НДС на акциз. И никогда у трейдера не получится торговать. На десять тысяч рублей должна быть разница, чтобы товар проходил на экспорт у торговой компании. Поэтому задача решается в один ход: насытить внутренний рынок нефтепродуктами через биржевую торговлю.

Налоговый манёвр в стране совершается раз в несколько лет, но цены почему-то как росли, так и растут. Также будет в этот раз?

И. Мороз: Налоговый манёвр был задуман чуть ли не в 2014 году. И параметры того манёвра были правильные. Только их затем несколько раз пересмотрели, и, по сути, пересмотр разрушил то, что планировалось сделать в начале пути. Налоговая нагрузка многократно возросла. Соответственно, растёт нагрузка на стоимость топлива. Государство забирает через налоги деньги. Соответственно, цена на топливо должна отображать это. Другого варианта нет. Государству надо отказаться от излишнего бремени, возлагаемого на эту отрасль (почти 70 процентов в цене бензина – это налоги). И когда государство говорит, что вот нефтяники хотят повысить цены на топливо, надо посмотреть в лицо проблеме. Нужно просто снизить налоговую нагрузку, и тогда цены на топливо расти не будут.

Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация