Актуально Власти Туапсе не занимались системами водоотвода

30 октября 2018, 12:34

Пока спасатели и местные жители разбирают завалы и пытаются наладить быт, следователи выясняют причины таких последствий стихийного бедствия. Уже можно сказать, что власти Туапсинского района фактически не занимались системами водоотвода и канализации.

Туапсе – это город с 60 тысячами жителей, один из наиболее пострадавших от ливней в Краснодарском крае. По последним данным, после наводнения пострадали почти 150 человек, 6 человек погибли, в 29 населённых пунктах затоплены 2500 жилых домов. Больше всего пострадали Большой Сочи и соседние города, в том числе и Туапсе.

Как выяснилось, за почти два года власти района провели тендеров всего на 2,5 млн рублей на работы, связанные с поддержанием ливневой канализации в порядке. Из них только 300 тысяч – на текущий ремонт, за 700 тысяч купили новые решётки на канализации (местные их частенько воруют), и ни копейки не было потрачено на очистку ливнёвки от забившейся грязи. Канализацию чистил только соседний посёлок в Туапсинском районе. Эти цифры взяты из результатов поисковой выдачи официального портала госзакупок с 1 января 2017 года по25 октября 2018 года.

За это время городские власти объявили всего 4 тендера, касающихся обслуживания ливнёвок, причём половина закупок приходится даже не на город Туапсе, а на находящийся неподалёку посёлок Новомихайловский. Именно там более чем за 1 млн рублей чистили ливнёвки.

За работоспособность ливнёвой канализации в Туапсе отвечает муниципальное предприятие "Жилищно-коммунальное хозяйство". Предприятие неаккуратно выполняет свои обязательства перед партнёрами, не платит за аренду, всё это через суд проходит. Но всё это не помешало директору туапсинского ЖКХ незаконно начислять себе премии. За два года он премировал себя на 150 тысяч рублей, чем причинил ущерб бюджету. Сейчас с этим будет разбираться следствие.

Тем не менее, деньги на поддержание работы ливнёвок регулярно перечисляются. На сочинскую ливнёвку, например, муниципальное предприятие "Водосток" получило от сочинских властей 44 млн рублей. Причём предприятие регулярно уходит в минус: 99 млн рублей убытков – в 2016 году и 297 миллионов – в 2017 году. Удивительные расхождения в цифрах.

Ситуацию комментирует ведущий юрисконсульт Института экономики города Дмитрий Павлович Гордеев.

Кто и как контролирует расходы, которые получают организации жилищно-коммунального хозяйства из бюджетов на очистку ливнёвок, а работы не проводят? За этим есть какой-то контроль вообще?

Дм. Гордеев: Конечно. Если благоустройство, в которое включается водоотведение и городская ливнёвая система канализации, является вопросом местного значения (в 131-м законе это прямо указано и для городских поселений, и для городских округов), финансирование идёт из бюджета, и заказчик (город, муниципальное образование) должны контролировать, как расходуются те средства, которые выделяются на выполнение конкретных работ. Есть работы, которые необходимо проводить для поддержания в рабочем состоянии всех этих систем. Есть, возможно, какие-то работы по капитальному ремонту. Есть работы по модернизации системы и по её развитию.

Это понятно. Но вот есть человек, директор туапсинского ЖКХ. Он премировал себя за два года на 150 тысяч рублей. Эти деньги наверняка проходили через какую-то прозрачную ведомость. Человек, который отвечает за нормальный отвод дождевой воды, выписывает себе премии за их плохую работу. В городе гибнут люди из-за того, что ливни превратили Туапсе в маленькую Атлантиду. Почему за два года никто не пришёл к этому директору и не сказал, а что он сделал с ливнёвой канализацией, как она будет функционировать в случае внезапных ливней?

Дм. Гордеев: Насколько я понял, там муниципальное предприятие. Естественно, самому директору премии должен выписывать тот, кто взял его на работу. Это работодатель, то есть органы администрации. Сам себя он премировать не может. Он может выписывать премии своим подчинённым. Естественно, при выдаче премии должно учитываться положения о премировании. Они должны быть прописаны отдельно в контракте с директором для него лично, а уже внутри предприятия (где сам директор принимает решение о премировании) должно быть положение о том, в каких случаях выписывается премия, в каком размере и т.д. Чтобы не было какого-то волюнтаризма. Естественно, если есть конкретные объекты по ливнёвой канализации, нужно понимать, как они работают в текущем режиме. Понятно, что бывают какие-то пиковые природные катаклизмы, которые трудно предсказать. Но если ливнёвки в нормальном режиме работают хорошо и есть конкретные достижения, проявлено усердие при содержании этих ливнёвок, то работники должны премироваться. Это как стимул для их хорошей работы. Директор сам, если всё у него было нормально в текущем режиме, может быть, и имел право на получение этих премий. Но по факту то, что эти системы не справились с теми нагрузками, которые были, можно объяснить двумя причинами. Первая. Или действительно на самом деле эти объекты плохо содержались. И вторая. Или они изначально были плохо спроектированы и построены, и вообще не были рассчитаны на такой поток воды.

Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация