Картинка

Актуально Долгами за ЖКХ могут заняться коллекторы

7 ноября 2018, 12:34

Поставщики коммунальных услуг рассматривают возможность сотрудничества с коллекторскими агентствами. Об этом сообщили СМИ со ссылкой на "Росводоканал" и "Мосэнерго". На самом деле всё звучит намного жёстче: долгами за ЖКХ займутся коллекторы.

Руководитель комитета Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств Виктор Семендуев сообщил, что сейчас поставщики услуг ЖКХ отдают в работу коллекторам не более 5 процентов от общей задолженности населения. Ассоциация планирует разработать стандарты по отбору и оценке эффективности коллекторских агентств и увеличить тем самым объём передаваемых её членам долгов.

В "Росводоканале" рассказали, что на этапе досудебных мероприятий передают часть задолженностей коллекторским агентствам, входящим в Реестр ФССП. А с недавнего времени они начали сотрудничать с ними и на этапах судебного и исполнительного производств. В "Мосэнерго" также заявили, что там готовы сотрудничать с коллекторами. К чему это сотрудничество приведёт? Как это всё будет происходить?

Рассказывает директор Национальной ассоциации профессиональных коллекторских агентств (НАПКА) Борис Борисович Воронин.

Действительно ли около 5 процентов долгов по ЖКХ сейчас находятся в разработке у коллекторов?

Б. Воронин: Да. Уже есть примеры, когда долги за ЖКХ передаются профессиональным коллекторским агентствам. Но, к сожалению, есть и примеры, когда их передают непрофессиональным, каким-то непонятным конторам, которые и хулиганят.

Как профессиональные коллекторы в этом случае действуют? Насколько жёстко? Насколько требовательно? Входят ли в положение людей? Ведь люди часто не платят за ЖКХ не потому, что они плохие люди, а потому, что у них, возможно, нет возможности оплатить. Как в таких случаях происходит работа?

Б. Воронин: Если человек не платит по долгам, значит, он вообще плохой человек. Это первое. Второе. Профессиональный коллектор – это коллектор, который соответствует требованиям федерального закона № 230-фз "О защите прав при взыскании". В этом законе написано, что ему должны соответствовать и микрофинансисты (к сожалению, не всегда это так бывает), и банкиры, и компании-взыскатели из Реестра ФССП. И даже связисты должны требовать свои долги по этому закону. А вот для ЖКХ в законе сделано исключение: "но не ЖКХ". И вот эта история, к сожалению, привела к тому, что многие долги попадают в руки каких-то хулиганов.

Проходила новость, когда в Казани пенсионеру угрожали паяльником какие-то непонятные люди. Но в таких историях всегда понятно, откуда ноги растут. Потому что всегда есть некий кредитор, в данном случае это ЖКХ, от которого и идут эти проблемы. В Казани выяснилось, что коммунальщики наняли какую-то непонятную контору, которая не входит в Реестр ФССП, не находится под надзором государства, за что и были быстро наказаны. Как известно, этих чиновников уволили.

Сейчас мы хотим изменить эту ситуацию. Мы хотим, чтобы подобного рода хулиганы были вычищены с рынка. Благо, они там ещё не закрепились. К сожалению, работа по взысканию требует профессионализма. Те же сантехники, которые дают вам воду, и те же электрики, которые подают вам электричество, плохо работают с долгами. Это показывает практика: огромные долги накопились за историю существования ЖКХ. И вот эти долги можно продолжать покрывать за счёт ежегодного повышения тарифа. А можно действовать по-другому и постараться взыскать их. И взыскивать их в первую очередь, конечно, надо в досудебным порядке, пытаясь договориться. А уже потом обращаться в суд. Это вполне нормальная сегодня практика.

А какой должен быть срок неуплаты за услуги ЖКХ, чтобы должником заинтересовалось коллекторское агентство?

Б. Воронин: Здесь всё зависит от практики работы самих компаний ЖКХ. Так же, как и на финансовом рынке, с долгом от месяца до трёх всегда работает сам кредитор. И если вам звонит какой-то хулиган всего спустя неделю после того, как вы просрочили оплату, это означает, что вам звонит на самом деле кредитор, а никакой даже не коллектор. Но если вам позвонит спустя три месяца нормальный профессиональный коллектор, он будет пытаться с вами договориться, расскажет, какой у вас размер просрочки, что потом придётся с вами разбираться в суде, в конце концов, он будет пытаться разобраться, когда удобнее вам платить и с какой рассрочкой.

Вообще, что касается вхождения в понимание проблемы должника, есть два типа неплательщиков. Первый тип – у кого действительно нет денег. Это, как правило, небольшие долги, которые они пытаются погасить через месяц-два. И есть люди, которые на самом деле имеют деньги, но считают, что им все должны, что на самом деле за них кто-то должен платить.

И таких людей много?

Б. Воронин: На самом деле таких людей много. Это люди, в основном, состоятельные, но они стараются не платить никому никогда по счетам. Есть, к сожалению, такая проблема. Подобная же ситуация с алиментами. У алиментщиков гигантские долги. И получается такая история, что вроде бы как, конечно, надо договариваться, но, с другой стороны, мы прекрасно осознаём, что мы работаем за компанию ЖКХ, а она не может просто так простить долги. В лучшем случае это будет какая-то рассрочка, а в худшем, конечно, это будет попытка взыскать долг максимально в большом размере. Но в дальнейшем, когда эти долги будут продаваться на рынке среди опять же профессиональных взыскателей, можно ожидать каких-то рассрочек, скидок и т.п.

Если долги передают коллекторам водоканал, "Мосэнерго" и т.д., в этой связи тарифы на услуги ЖКХ не подрастут ли? Ведь коллекторским агентствам тоже надо на что-то жить?

Б. Воронин: На самом деле коллекторские агентства живут на очень небольшую ставку. И их ставка зависит от того, насколько они эффективно взыскивают долг, при этом не выходя за рамки закона. Получается, что сейчас в принципе долги ЖКХ просто лежат огромным мёртвым грузом. Но сейчас многие компании ЖКХ переходят на прямые договора с гражданами. То есть, они уже не будут иметь посредников в лице каких-то управляющих компаний, которые, кстати, накопили половину из имеющихся долгов перед компаниями ЖКХ. Эти долги – чистое жульничество и обман. Если будет работа напрямую с потребителями услуг, компании ЖКХ получат те же проблемы, связанные с работой и взаимодействием непосредственно с гражданами. У них получается будут не 100 клиентов, а сто миллионов клиентов. В разы вырастет их количество. И здесь нужно применять те же технологии, которые применяют кредитные организации. Они в свою очередь сейчас уже достаточно тщательно относятся к работе с клиентами. Там всё серьёзно. И здесь, конечно, в первую очередь потребуются взаимодействие и контакт. Буквально два звонка, не более, в неделю, как того требует закон. Ну и какие-то письма, чтобы попробовать договориться и понять положение должника. А если должник не согласен и не хочет платить вообще ни копейки, его придётся просуживать.

­Долгами за ЖКХ могут заняться коллекторы

Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация