Авторские материалы Несчастные люди или экстремисты? Как относиться к сторонникам движения "чайлдфри"
Персоны
Общественники предложили приравнять сообщества чайлдфри в соцсетях к экстремистским. По их мнению, такие паблики необходимо блокировать, а особо активных граждан – штрафовать. Общественники уверены: подобные группы вызывают ненависть к материнству. В то время как государство, напротив, активно продвигает институт брака и семьи. Насколько они опасны, разбиралась корреспондент "Вестей FM" Ольга Матвеева.
"Мы уверены, что в старости легко обойдемся без стакана воды, который подать будет некому": администраторы сообщества в соцсетях под названием "чайлдфри" настаивают, их главная задача – донести, что жизнь без детей – это радость. В подобных группах по интересам – десятки тысяч подписчиков. В комментариях люди рассказывают свои истории. Одна из девушек, например, пишет, что современное общество деградировало. Она не хочет производить на свет ребенка, который гонится за новым смартфоном и модными шмотками. Другая говорит, что дети – шумные, нечистоплотные, и она не понимает, почему весь мир должен крутиться вокруг них. Однако психолог Анетта Орлова считает, что у подобных активисток – другие, скрытые причины.
ОРЛОВА: Причин у этого может быто много. Очень часто это – неприятие себя, неприятие своей прежней истории. Может быть и вторая причина – у человека есть генетические заболевания, при котором он не хочет рисковать. Бывает, что не может родить. Для них это становится таким способом жить. Так работает защитный психологический механизм: если я не чувствую себя в чем-то реализованным, но для меня это важно и мне это тяжело, я буду говорить, что все это – ерунда, мне это не нужно.
Такая свобода личного выбора давно беспокоит общественников – тех, кто продвигает традиционный институт семьи и брака. Лидер народного движения "За жизнь" Сергей Чесноков предложил блокировать группы "чайлдфри" в социальных сетях. Якобы там травят и унижают матерей, а подростков и неопределившуюся молодежь сбивают с истинного пути.
ЧЕСНОКОВ: Не должна быть безнаказанной в прямом смысле пропаганда ненависти к материнству, детству – та, которую мы находим в ряде групп в соцсетях, этот список есть. Я бы хотел, чтобы такого контента в наших сетях не было, и со мной, как мне кажется, согласны все здравомыслящие люди, которые хоть раз сталкивались с подобной пропагандой.
Психологи подобной контент пропагандой не называют. Однако согласны, что проповедники своих идеалов свободы могут посеять смуту. Ведь подавляющее большинство так называемых сторонников – молодые люди до 30 лет. Они либо пока не определились с выбором, либо не нашли подходящего партнера. Но, попадая на этом этапе под влияние чайлдфри, отнимают у себя важные репродуктивные годы, продолжает Анетта Орлова.
ОРЛОВА: У каждого из нас есть не только биологический возраст, но и психологический. И бывает так, что у женщин их психологический возраст "опаздывает". И в 25-30 лет они еще не чувствуют потребности быть мамой. Я сталкивалась с тем, что приходят женщины, которые длительное время были частью таких течений. Но когда им 38 – 39, материнский инстинкт начинает работать в повышенном режиме, потому как начинают ощущаться биологические часы. Они начинают жалеть, что на тот период они совершали действия, которые сейчас им вредят.
Понятие "чайлдфри" возникло в США в противовес термину "бездетный". Сторонники идеологии к словам о свободе добавляют нежелание брать на себя ответственность. Или, к примеру, говорят, что Земля перенаселена и ресурсов на всех не хватает. К тому же многие убеждены: ребенок требует больших материальных вложений. А денег на его воспитание просто нет. Однако профессор кафедры социологии семьи и демографии социологического факультета МГУ Александр Синельников говорит, что бездетность чаще встречается среди обеспеченных семей.
СИНЕЛЬНИКОВ: На самом деле очень опасная тенденция с демографической точки зрения. Когда у нас была перепись 2002 года, то у нас среди женщин от 40 до 44 лет было примерно 6%, никогда не рожавших. Перепись 2010 года – 8%. Новая перепись будет в 2020 году, но, видимо, будет больше – 10%. Вроде бы эти цифры кажутся небольшими, но если они увеличиваются, то не за счет физиологического бесплодия, а за счет нежелания иметь детей.
Число пар, "свободных" от детей, в России действительно увеличивается, но пока не идет ни в какое сравнение с Европой. Так, например, в Германии, самой населенной стране Евросоюза, почти каждая вторая образованная женщина поколения 60-х годов никогда не становилась матерью. Это почти на треть больше, чем поколение женщин, которые отказались рожать во времена Второй мировой войны.