Авторские материалы Меха в России снова в цене

9 ноября 2018, 12:12

Персоны

Спрос на шубы из самой дорогой пушнины в России растет, притом что общие продажи меховых изделий в последние пару лет сокращаются. Чем вызван интерес к мягкой и теплой роскоши? Только лишь климат тому причиной? Разбирался обозреватель "Вестей ФМ" Сергей Артемов.

Повышенный интерес российских покупателей к мехам был всегда, но в последние месяцы он явно сфокусирован на дорогих мехах, говорит президент Торгово-промышленной палаты России Сергей Катырин.

КАТЫРИН: Другой уровень жизни, возможности другие, и, естественно, требования к тем изделиям, которые приобретает население, уже немножко другие. Эта тенденция не только у нас. По крайней мере в тех странах, где меховые изделия приобретают. Потому что мы – вторые после Китая по "потреблению" меховых изделий.

С этой оценкой согласен – но только статистически – и руководитель отраслевого издательского дома "Мягкое золото" Алексей Савкин. Причины же тому, по его оценкам, совершенно противоположные.

САВКИН: Сейчас идет большое падение покупательской способности – именно на контрастах, которые проходят на этих уровнях, и строится такая иллюзия. Сейчас в самом нижнем ценовом сегменте спрос падает как раз из-за падения покупательской способности. В средний сегмент опускаются те, кто покупал дорогие меха, но они изо всех сил пытаются остаться на уровне качества – того, которое раньше они могли себе позволить. А вот с ультрадорогих – это больше 10000 долларов шубы – как раз спускаются те, кто не готов сейчас платить большие деньги. И получается, что в достаточно небольшом сегменте дорогих изделий увеличивается количество покупателей. То есть это не спрос – это просто перераспределение рынка.

Эксперт раскладывает ценовые границы упомянутых диапазонов.

САВКИН: Существует самый нижний сегмент ценового диапазона – до 50 000 рублей – это в основном китайский товар. Есть средний диапазон – это где-то до 200 000 рублей. А вот наверху дальше начинаются не просто дорогие, а ультрадорогие изделия.

Со своей точки зрения – как представитель недорого сегмента – владелец меховой фабрики Андрей Каляев присоединяется к озвученным мнениям – с очевидной грустью.

КАЛЯЕВ: Сейчас идет спад торговли меховыми изделиями – примерно на 30%. Мы работаем в средней и низкой ценовых категориях. Мы не работаем совсем с топ- и VIP, может, заказы на соболь и не упали, но у нас в категории основных мехов, с которыми мы работаем, есть спад.

В России не хватает собственного мехового сырья, а потому отчасти нет и широкой сети производителей, говорит Сергей Катырин.

КАТЫРИН: 20 лет назад мы производили 30 миллионов шкурок. Сейчас мы производим миллион шкурок. В последние годы стали появляться отдельные хозяйства, в которых начали заниматься звероводством, восстанавливать поголовье, но это пока еще капля в море, понимаете? Если государство не будет помогать, то я думаю, что достаточно долго будет идти процедура.

Фискальные изменения в меховой отрасли происходят – и намечаются еще – довольно серьёзные. 2 месяца назад, рассказывает Андрей Каляев, ввозная таможенная пошлина на шкурки была отменена. С одним исключением.

КАЛЯЕВ: Сейчас отменили пошлину на пушнину. На норку, к сожалению, не отменили пошлину, потому что Белоруссия противится. У них там примерно миллион шкурок норки выращивается, они из-за этого отказались убирать пошлину. Но вообще, в России не хватает собственного сырья для производства меховых изделий, оно большей частью импортное.

Меховой рынок в последние 2 года выводится "из тени". И первым шагом здесь, по словам Сергея Катырина, стало введение чипирования любых продаваемых изделий.

КАТЫРИН: У нас в 1,8 раз увеличились таможенные платежи. Конечно, рынок "обелился", хотя эксперты утверждают, что вывели что называется на белый свет только 40% тех, кто работает с меховыми изделиями, так что тут работать есть над чем.

От 90% до 95% – из такого количества импортных – вернее, завезённых из-за границы – шкурок сделаны шубы, продаваемые в России. Большинство из них – иностранного же пошива. Такова мода последних лет, признает владелец фермы по разведению пушнины Георгий Четверкин.

ЧЕТВЕРКИН: Несмотря на высокое качество наших дизайнеров, изготовителей готовых изделий, мастеров, считается, что брендовые изделия лучше, и они стоят дороже. Собственно говоря, модные мировые тенденции оттуда идут, от тех именно модных домов, которые занимаются мехом. Поэтому так и получается, что производитель находится за границей.

А со шкурками – интереснее. Их траектория движения на мировом рынке очень похожа на сферу продаж бриллиантов, добавляет Георгий Четверкин.

ЧЕТВЕРКИН: Торговлей соболем пока занимается "Союзпушнина" – наш старейший аукцион. Мы надеемся, что он оставит пальму первенства в продаже соболя, но что касается объема заказов, в основном спрос идет со стороны мировых площадок. Россия – основной "потребитель" соболя, редко его "потребляют" на Западе в силу "зеленых" движений, и потому зачастую случается как раз так, что в России же покупают мех, его за границей отшивают, а потом ввозят в нашу страну как готовые изделия.

Так что, скорее всего, импортный соболь в импортной шубе на самом деле – российский. Но цена получается в итоге другая, замечает Алексей Савкин.

САВКИН: Надо понимать, что после того, как товар пересекает границу, его цена возрастает – в среднем на 30 – 35%, а дальше идет наценка. Как правило, в нашем сегменте рынка прибыльность составляет в районе 20%.

Почему бы не убрать этот лишний логистический крюк? Отечественным скорнякам это пошло бы на пользу, полагает Сергей Катырин.

КАТЫРИН: Если сейчас ты считаешь, чтобы тебе пошить и продать, то надо учитывать, что тебе надо еще закупить за рубежом, ввезти, заплатить таможенные пошлины. Если ты – российский производитель или производитель из Евразийского Союза, появляется возможность по крайней мере исключить таможенные платежи. Ты покупаешь сырье, шьешь и так далее.

Ну а с 2020 года – пока в виде эксперимента – всем звероводческим хозяйствам отменят упрощенный сельхозналог. Вместо него они будут платить НДС. Цены на отечественное и импортное сырьё тогда почти сравняются, говорит Андрей Каляев.

КАЛЯЕВ: Со следующего года все производители шкурок будут платить НДС. Он что в импортных, что в российских шкурках будет присутствовать.

Вероятно, за этим вырастут цены на меха и в рознице. Что, впрочем, вряд ли повлияет на общий объем покупателей шуб в России – женщин, которые предпочитают зимой носить меха. По оценке Алексея Савкина, их около 11 миллионов.

САВКИН: Тенденций к изменениям в меньшую или в большую сторону не наблюдается. Приобретают для личных нужд, шуба традиционно является символом достатка в России, показывает статус того, кто эту шубу носит. Поэтому серьезных колебаний на этом рынке не предвидится.

Действительно, пусть меха и называют "мягким золотом", вкладываться в них как в инвестицию – затея безнадежная. Сотрудник мехового ломбарда Игорь поведал в разговоре, что при сдаче шубы вернуть затраты нереально.

КОРР.: Вы меховые изделия принимаете в ломбард?

ИГОРЬ: Принимаем. Соболь, рысь, норку – только эти виды меха.

КОРР.: Подскажите, у вас как идет оценка? От заявленной стоимости? Или вы сами оцениваете на внешний вид?

ИГОРЬ: У нас оценщик по меху.

КОРР.: Мы с супругой купили полушубок из соболя пару лет назад за 300 000. На какую сумму можно рассчитывать?

ИГОРЬ: Это все вам скажет оценщик. Сами понимаете, все зависит от качества меха, от бренда, ну и от пошива.

КОРР.: А если у нас пошив был индивидуальный, не фабричный?

ИГОРЬ: Это сложнее, цена падает.

КОРР.: То есть, если есть бренд хороший на полушубке или на шубе, то цена будет выше?

ИГОРЬ: Естественно. Это хоть гарантия того, что это сшито нормально. Сотрите, вот какой расчет везде: если вы обратитесь в ломбарды – предположим, новая вещь, прямо из магазина, с биркой, с чипом – это треть цены максимум.

КОРР.: Треть цены можно у вас получить?

ИГОРЬ: За новую вещь! С биркой! Ни разу не надетую!

КОРР.: Все остальное, получается, гораздо ниже.

ИГОРЬ: Все остальное – гораздо ниже. И есть нюансы. Попытайтесь продать через Интернет, во всяком случае вы здесь цену назначаете и дальше можете ее как-то корректировать. Есть шанс продать реально дороже, чем мы у вас купим.

При всех проблемах и трудностях меховой рынок России – открыто конкурентный. Ни внешним, ни внутренним поставщикам не дается особых преференций, как ясно из пояснений аналитиков. Что касается новых статистических подвижек, они будут зависеть от роста свободных доходов большинства людей. Вслед за ним пойдет рост продаж кролика, овчины и норки. Вернутся к привычным покупкам и поклонники соболя. А все то, что входит в дорогой сегмент – изделия из рыси, куницы и качественной норки, – в лучшем случае останется на прежнем уровне спроса.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация