Специально для "Радио России" На грани вымирания: что ждёт российскую деревню?
По данным Всероссийской переписи населения 2010 года 12,7 % деревень не были заселены – почти 19,5 тысяч значились на карте, но по факту были заброшены.
Что можно сделать, чтобы остановить процесс вымирания русской деревни? Об этом говорим с экспертами – председателем наблюдательного совета Института демографии, миграции и регионального развития Юрием Васильевичем Крупновым и президентом Ассоциации самых красивых деревень России, руководителем Центра устойчивого развития сельских территорий РГАУ-МСХА имени К. А. Тимирязева Александром Валерьевичем Мерзловым.
Ю. Крупнов: За последние 25 лет с лица земли исчезло около 30 тысяч населенных пунктов. Люди жалуются, что тяжело обеспечивать ипотеки для покупки нового жилья. Вместе с этим стоят пустыми целые деревни с хорошими крепкими домами, крышами и фундаментом.
Конечно, я понимаю, что даже при наличии финансовых средств люди не поедут в деревню, потому что там нет школы, нет больницы, нет работы, дороги часто – тоже приличной нет. Люди по понятным причинам в наше время хотят нормальных инфраструктурных удобств.
Есть такое движение в России, когда небольшие бизнесмены берут старые деревеньки и строят в них дома по типу модерновой русской избы. Но это люди, которые имеют далекие цели на 10-15 лет и готовы восстанавливать эту деревню, жить там и привлекать новых жителей. Но это – очень редкие случаи.
Россия живёт в три раза скученнее, чем Великобритания на острове. При этом британцы живут гораздо вольготнее, чем мы на 1/7 части мировой суши.
Для того, чтобы остановить вымирание нужно, прежде всего, установить памятные знаки тех мест, где уже никто не живёт, потому что когда-то это было чьей-то родиной! И ещё живы те, кто может что-то вспомнить о деревнях и селах, в которых они родились и выросли. Были затрачены огромные человеческие усилия наших предков, которые пришли в эти места и обустроили их.
Второе – нам нужен другой тип урбанизации. Сейчас, когда все съезжаются в Москву, происходит неверная, уродливая урбанизация. Мы нуждаемся в ландшафтно-усадебной, малоэтажной урбанизации. И третий момент – тип расселения современного человека должен стать "квартира плюс дом". И, самое главное – живая инициатива. Пока в деревню вкладываются только подвижники…
А. Мерзлов: Мы – некоммерческая структура, поэтому мы чем можем – тем и помогаем деревням, которые сохранили свою идентичность, историю, культуру и пейзажи. Мы пришли к выводу, что в связи с мизерным финансированием сельских территорий, помочь всем просто не возможно. Мы взялись помочь тем, кто сейчас особо этого заслуживает. Это те деревни, которые сохранили связь поколений, память о своих отцах и дедах.
Мы увеличиваем турпоток в такие деревни. Туристы приезжают туда с деньгами, а местное население уже само ориентируется, как освоить полученные средства. Там сдаются гостевые дома, продаются излишки домашней продукции, дикоросы, ремесленные изделия. Туризм также помогает открывать новые рабочие места для местных жителей…
Анна Дворецкова и Валентина Зарубина побывали в старинном селе Териберка Мурманской области, которое прославилось после выхода на экраны фильма Алексея Звягинцева "Левиафан". О том, как там живут сейчас люди – их заключительный репортаж из "Кольского цикла".
С Кольского полуострова, с любовью...
Полностью запись программы слушайте в аудиофайле!
Ведущие – Алла Волохина и Александр Хабургаев