Актуально В России снова могут поменяться правила техосмотра
• В России разрабатывается новая система мониторинга состояния транспортных средств, которая привяжет техосмотр к километрам и авариям, заявил представитель компании "Электронный паспорт" Борис Ионов.
Комментирует директор департамента научно-технической деятельности компании "Электронный паспорт" Борис Алексеевич Ионов.
О чём идёт речь? Что за новая система мониторинга? Как это будет привязано к километрам, а уже тем более к авариям?
Б. Ионов: На самом деле это не новые правила технического осмотра, а те возможности, которые на сегодняшний день могут быть предоставлены системой электронных паспортов. Дело в том, что в системе периодически в зависимости от эксплуатации автомобиля будут накапливаться: история условий эксплуатации, в том числе страховые случаи, дорожно-транспортные происшествия, техническое обслуживание. И через какое-то время (через 2-4 года) можно будет понимать, в каком состоянии находится автомобиль соответствующего возраста с учётом фиксации всех исторических моментов его жизни.
Возьмём два простых автомобиля. Допустим, "Хюндай". Один – который эксплуатируется обычным гражданином, и второй – как такси. Понятно, что через 3-4 года состояние этих автомобилей будет абсолютно разным: разные пробеги, разные состояния, в том числе и техническое. Поэтому автомобилю такси, к которому и сейчас требования более жёсткие с точки зрения прохождения техосмотра, можно будет установить индивидуальную программу прохождения техосмотра.
Человек покупает новый автомобиль. Три года техосмотр ему не нужно проходить. А потом у него начинается ежегодная проверка его автомобиля. Но ведь все автомобилисты ездят на сервис так или иначе, где просят посмотреть ходовую часть, оценить работоспособность иных технических узлов и систем автомобиля. Разве это не тот же самый техосмотр? Зачем вообще нужны эти какие-то обязательства от автомобилистов, которых, кроме как в России, похоже, нигде в мире и нет?
Б. Ионов: В этом я с вами не соглашусь. В европейских странах технический осмотр – это отдельное направление. И они занимаются этим вопросом вплоть до контроля и проверки качества выполненных работ по техническому обслуживанию. Кроме того, на тех же станциях техобслуживания могут отсутствовать стенды по проверке тормозов, по проверке выбросов выхлопных газов на CO и СH и т.п. То есть, на станциях техобслуживания их может не быть и чаще всего не бывает. А вот станции технического осмотра как раз и занимаются подобными проверками.
Все данные, которые будут собираться новой системой мониторинга, окажутся доступными самим водителям?
Б. Ионов: В обязательном порядке. Собственник транспортного средства будет абсолютно безвозмездно получить сведения о своём транспортном средстве. И ему легче будет мониторить, в каком состоянии находится его автомобиль и когда ему проходить техосмотр.
В новой системе возможно будет даже отображать информацию о замене резины: с зимней на летнюю или в зависимости от пробега. Собственник, как правило, не отслеживает, сколько его резина пробежала. Что 2-3 сезона он знает, а сколько километров – не знает.
Сегодня пройти обязательное ТО не составляет никакого труда. Заплатил сколько-то тысяч рублей и получил на руки диагностическую карту. Каким образом избежать покупки просто за деньги результатов техобслуживания, если новая система мониторинга будет введена?
Б. Ионов: Разделим две вещи. Технический осмотр регулируется законодательством, в частности, 170-м федеральным законом. И в Госдуме, и в Минэкономразвития ведутся доработки данного закона, в том числе с точки зрения ужесточения требований по процедуре проверки технического осмотра, ответственности за непроведение технического осмотра или за покупки диагностической карты без предъявления автомобиля. Эти нормы сейчас разрабатываются.
Я же говорю несколько о другом: о том, что на площадке нашей системы можно организовать именно мониторинг, именно отслеживание необходимости прохождения техосмотра. Не качества, а необходимости. То есть, мы можем сказать, что для конкретного типа транспортного средства, для конкретной марки автомобиля, для конкретных условий эксплуатации можно поменять сроки техосмотра, сдвинуть его, может быть, даже объединить тот же самый технический осмотр с техобслуживанием. Если на станциях техобслуживания в будущем появится дополнительное оборудование и они в качестве допуслуги будут проводить такую процедуру, то тогда, наверное, ещё один, другой техосмотр проходить будет не нужно. Самое главное, чтобы было зафиксировано, что автомобиль исправный, что он проходил техосмотр. Соответственно, все эти данные будут в системе.
В России снова предложили изменить правила техосмотра?
Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.