Актуально Что такое "умный город"?

14 ноября 2018, 19:25

В своём выступлении на пленарном заседании саммита Россия – АСЕАН В. Путин сказал, в частности, о том, что Россия будет сотрудничать с АСЕАН в программе по созданию "умных городов" и что первым опытом создания "умного города" в России, скорее всего, станет Москва, потому что в столице применяется очень много разных инноваций и цифровых технологий.

Точка зрения председателя совета Союза архитекторов по экоустойчивой архитектуре, председателя Совета по зелёному строительству России, архитектора Александра Николаевича Ремизова.

Что такое "умный город"?

А. Ремизов: "Умный город" имеет несколько определений, потому что это понятие ещё не устоявшееся, оно всё время развивается.

­Что такое "умный город"?

Есть такой Совет "умных городов", который считает, что "умный город" – это цифровые технологии, внедрённые во все городские функции. Есть определение правительства Индии – "умный город" предполагает устойчивое развитие с точки зрения экономической деятельности, возможностей трудоустройства для широкой части её жителей независимо от уровня их образования, квалификации и уровня дохода. Как видно, здесь несколько другое определение.

Но президент В. Путин упоминал про высокие технологии, что, скорее, подходит к первому определению?

А. Ремизов: Есть также устоявшееся определение ООН и Экономического и социального совета Европы, где под "умным городом" понимается инновационный город, который использует цифровые технологии для повышения уровня жизни его жителей, эффективности деятельности и оказания услуг в городе, а также развития конкурентоспособности и обеспечения удовлетворения потребностей настоящего и будущего поколений в экономических, социальных, культурных и природоохранных аспектах. То есть, здесь мы видим объединение опять разных областей, которые опираются на концепцию устойчивого развития.

То есть, с одной стороны, "умный город" –это инновационный город, но он обязательно должен устойчиво развиваться.

А в прикладном плане какой город можно назвать "умным"?

А. Ремизов: Конечно, город с транспортом без водителей – это "умный город", но чтобы создать не просто автомобили или поезда метро, которые не требуют водителей, надо создать целую разветвлённую и очень сложную сеть, как этим транспортом без водителей управлять. Потому что один автомобиль без спутника или даже десятка спутников и без других таких же автомобилей будет представлять в городе просто опасность. Для его функционирования нужна развитая информационная и коммуникационная сеть. И тогда только можно будет сказать, что это такое комплексное решение.

Как правило, все решения "умного города" комплексные. И если говорить о прикладных вещах, то "умный город" состоит из восьми блоков.

Первый блок – это генерация и управление энергией. Как мы сейчас управляем энергией и как это может сделать "умный город"? "Умный город" может в шесть раз сократить потребление электроэнергии жилым кварталом за счёт создания сети, за счёт накопления энергии, за счёт сглаживания пиков потребления энергии, опять-таки с помощью каких-то "умных устройств". То есть, "умные решения" экономят ресурсы.

Второй блок – это сбор и использование воды. Сколько мы сейчас платим за воду и сколько платят за воду в жарких странах, это очень большая разница. Вода – очень ценный ресурс. И как его использовать, тоже очень важно. Можно повторно использовать воду, как это делается в развитых странах. Можно использовать дождевую воду для полива газонов, а не поливать их питьевой водой, как это делается сейчас в Москве.

Третий блокотходы и мусор. В России 98 процентов всех отходов идёт на полигон, где их складируют. В Швеции, для сравнения, на полигон идёт только 2 процента отходов. И шведы говорят, что у них нет отходов, а есть вторичное сырьё, которое они используют. Это может быть топливо, такие перерабатываемые материалы, как стекло, металл, пластик. То есть, из отходов получают новые материалы. Из старых покрышек можно делать крошку, которую можно использовать как составную часть покрытия дорог, что делает их более тихими.

Четвёртый блок – это поставка продуктов питания. Это совершенно отдельная тема, потому что, конечно, безопасность города зависит от того, будет ли в нём еда или нет, как её производить и где, как её доставлять. Это целая система, которая требует комплексных решений.

Пятый блок – это управление транспортом и мобильностью. Ключевая проблема здесь не в том, чтобы создать автомобили без водителей, а в том, чтобы создать "умную планировку" через кластерное планирование городов. Если есть пешеходная доступность к социальным объектам и всей инфраструктуре – к школе, к больнице, к магазину, к прачечной, то жителям не нужно пользоваться автомобилями. Потому что люди, сегодня живущие в центре, садятся в автомобиль, едут на кольцо в какие-то супермаркеты, потом они возвращаются, создавая транспортную напряжённость.

Шестой блок – это городская культура и общественные места. Это создание городских пространств, где люди могут общаться, разговаривать. Это очень важно с точки зрения и экономической, и психологической, и социальной.

Седьмой блок – это сама архитектура, инженерия и ландшафт. Это "умные дома", "зелёные дома", умное распределение ресурсов.

Восьмой блокэкоустойчивые строительные материалы.

Программу "Актуально" ведёт Елена Щедрунова.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация