Актуально Украина мёрзнет в ожидании очередного транша МВФ
Персоны
В Киеве из-за отсутствия отопления было перекрыто движение жителями на улице Зоологической в центре города. Участники акции требовали, чтобы им включили отопление. Несмотря на все заявления мэра украинской столицы Виталия Кличко, что в его вотчине всё спокойно и прекрасно, видно, что это не так. Причём отопления нет в украинской столицы, что уж тут говорить про другие города. Люди на Украине замерзают оттого, что местные коммунальные службы оказались в должниках перед "Нафтогазом" и тот не включает им газ, чтобы можно было запустить отопительные котлы в газовых котельных.
И это всё находится вне внимания Петра Порошенко. Гораздо больше его заботит то, что сорвался объединительный собор новой православной автокефальной церкви Украины, этот его проект, о котором он так долго мечтал, работал, встречался со Вселенским константинопольским патриархом Варфоломеем, рассчитывал, что вот-вот томос будет предоставлен.
Что происходит сейчас на Украине?
Мнение руководителя Центра политэкономических исследований Василия Георгиевича Колташова.
Украина мёрзнет в ожидании очередного транша МВФ
В. Колташов: У П. Порошенко существует огромный дефицит на добрые дела. То есть, ему нужно показать, что он где-то в чём-то на Украине достиг успеха, что он создал, например, новую религиозную основу для объединения нации, провёл объединительный собор и тем самым показал, что находится наверху некоего национального единства и является неотъемлемым для Украины президентом, символом национального и религиозного возрождения, символом культурного ренессанса, героических побед в борьбе, человеком, который отстоял страну от российской агрессии. То есть, ему нужно как-то подчеркнуть свои достижения. Нельзя говорить только про замерзающих людей, потому что у них нет газа, нельзя говорить только о людях, которые потеряли в значительной степени в доходах и сбережениях, потому что они доверяли гривне и не имели долларов в запасе, в результате произошедших реформ.
Но когда за достижение выдаётся предоставление очередного транша МВФ, который так ещё пока и не предоставлен, но о котором говорят, как о манне небесной и как о деле решённом, хотя европейские эксперты и ряд руководителей МВФ ещё сомневаются, выдавать ли эти деньги Украине, как это можно охарактеризовать?
В. Колташов: Само предоставление кредита от МВФ, помимо того, что он не решает каких-то экономических проблем, является актом унизительным. Брать деньги у МВФ – это значит, быть несвободной, порабощённой нацией, нацией, которая не принимает никаких собственных решений в экономике, подчиняется международным требованиям, почти диктату. В этом состоит смысл реального положения Украины. А не в рассуждениях о том, что П. Порошенко чего-то достиг и должен оставаться президентом и дальше. Это реальный итог последних четырёх лет украинской политики и всех процессов, вызванных так называемой "революцией достоинства".
Неудивительно, что на этом фоне теряются мелкие события, как, например, забастовка шахты им. Капустина. Пошли 32-е сутки, как под землёй находятся горняки этой шахты. Это предприятие объединения "Лисичанскуголь" Луганской области в той её части, которая подконтрольна Украине. 33 украинских горняка отказываются подниматься на поверхность, требуя выплатить долги по зарплате. Но об этом киевские СМИ как-то не спешат сообщать. Самое главное – это объединительный собор, который должен был состояться 21 ноября... и не состоялся.
В. Колташов: Быть может, П. Порошенко не сложил ещё оружия и ему удастся провести какое-то мероприятие, которое можно будет выдать за снятие религиозного вопроса, за некое объединение нации в вопросе веры. Тем более, киевским властям нужны символические акты объединения. А налицо провал. Это, по сути, провал веры в американскую политику, потому что США и Евросоюз, которые привлекли украинское общество, посулив много благ устами украинских майданных политиков, не смогли создать на Украине витрину процветающего капитализма. Они не смогли показать ни российскому, ни белорусскому, ни казахскому населению, ни государствам Кавказа, что Украина может быть страной, которая живёт не хуже, чем Франция, с которой было принято сравнивать Украину в начале 90-х годов.
А как же Украина – це Европа?
В. Колташов: На уровне лозунгов, конечно. Це Европа, мы едины – всё это звучало красиво, но у американцев для их больших планов в Евразии витрины из Украины не получается. Получается страна, в которой масса каких-то бед, в которой холодно зимой, потому что нет газа, шахтёры не хотят выходить из шахт, пока им не заплатят всю зарплату, где горожанам передают из деревни продукты из-за того, что их заработной платы не хватает, чтобы жить в городе. Хотя в период Януковича всё было наоборот: деньги из города передавались в деревню. Если один из членов семьи работал в городе, то он зарабатывал и мог подбросить немного денег своим родным в деревне. Вот эти все маленькие бесконечные проблемы, причём большей частью нам не известные, с которыми сталкиваются люди, каждый человек в повседневной жизни, в каком-то своём бытовом существовании, создают совершенно неприглядную реальность Украины. Неприглядность очень тяжёлую.
Причём вопрос о коррупции, который активно на Украине муссируется и муссировался, который продвигается в том числе и Западом, вторичен, потому что главной проблемой является бедность, падение уровня жизни, неопределённость и бегство людей из страны. Ведь несколько миллионов человек покинули Украину. Думаю, что в ближайшие годы её может покинуть ещё 5-7 млн человек, особенно если со стороны России будет сделано просто несколько движений. Например, предоставление гражданства и включение детей при получении ими гражданства вместе с родителями в программу материнского капитала. Это приведёт к сбрасыванию недвижимости на Украине и к росту спроса на жильё в России. Если Евросоюз будет действовать аналогичным образом, что маловероятно, потому что ему граждане Украине не очень нужны, если не считать Польши, то также люди будут бежать с Украины.
Украина застряла в 90-х на десятилетия. Если в России 90-е закончились в 90-е, то на Украине они не закончились и теперь. Причём процесс накопления капитала здесь очень сильно искажается вмешательством Запада и его агентов, в результате чего получаются сверхдеструктивные и непреодолимые 90-е сегодняшнего дня на Украине. В России сегодня заканчивается становление национального капитализма, а вот на Украине никакого становления национального капитализма, как капитализма достаточно самостоятельного в принятии решений, устойчивого, не происходит. Там процесс концентрации капитала, который шёл при прежнем президенте Януковиче, сорвался. Он не был привлекательным, конечно, анекдоты даже ходили. Ну, хорошо, отменили этот процесс и что получило общество в итоге? Получило тот же самый процесс, но теперь уже с П. Порошенко при общем деструктиве для экономики. Если тогда был какой-то манёвр, какое-то опасение того, что братство с ЕС погубит украинскую экономику, какой-то страх безответственного поведения, то сейчас страха безответственного поведения на Украине во власти нет. Они привыкли быть безответственными. И они также понимают, что им не очень грозит социальный взрыв, пока люди могут уехать из Украины.
Внешние враги России не будут обеспечивать ей процветания