Актуально У довольных жизнью россиян пропадает социальный оптимизм
• Социологические опросы свидетельствуют о странном, на первый взгляд, феномене. Наши граждане всё больше довольны своей жизнью, но при этом пессимистично оценивают перспективы как личные, так и политической и экономической обстановки.
Очередной опрос ВЦИОМ замерял уровень социального самочувствия граждан России. Подобные исследования проводятся уже 10 лет. Так что есть, что сравнивать, и есть, что анализировать. Но смотрят изначально не на динамику за десятилетие, а на то, что изменилось за год. И тут самое заметное – полуторократное падение индекса социального оптимизма. С его помощью оценивается соотношение оптимистов и пессимистов в оценке будущих перспектив. Людям задают вопрос: как вы считаете, через год вы и ваша семья будете жить лучше, хуже или так же, как сейчас? И получилось, что если год назад 33 процента ответили, что "значительно" или "несколько лучше", а ещё 43 процента считали, что у них ничего не изменится, то сейчас оптимистов стало всего 25 процентов, а тех, кто не ждёт ни плохого и ни хорошего, – 40 процентов. А число считающих, что они будут жить в той или иной степени хуже, выросло почти в два раза – с 13 до 25 процентов.
Ситуацию анализирует ведущий эксперт-консультант ВЦИОМ Олег Леонидович Чернозуб.
Чем вызван такой разрыв в представлениях?
О. Чернозуб: Прежде всего, необходимо отметить две вещи. Те величины, о которых мы говорим, несмотря на некоторые неблагоприятные тенденции, которые действительно есть, тем не менее, происходят на фоне того, что подавляющее большинство (больше 50 процентов, а, по некоторым показателям, и больше 60 процентов россиян) чувствует и понимает, что всё неплохо. Но вы правы, когда говорите, что наметились неблагоприятные тенденции.
В чём они заключаются? Прежде всего, мы не должны говорить о том, что существует какой-то разрыв в восприятии наших соотечественников. Люди нам вполне уверенно отвечают, что, да, здесь и сейчас они вполне довольны своим положением и своей жизнью. Но вместе с тем, и это действительно тревожный момент, у нас впервые за несколько последних лет достаточно сильно увеличилось количество людей, которые начали подавать сигналы бедствия в отношении не существующего их положения, а в отношении их ожиданий от будущего.
У нас также заметно увеличилось количество людей, кто считает, что в стране не всё в порядке с экономической ситуацией. Число людей с негативной оценкой экономической обстановки в стране увеличилось с 19 до 27 процентов за один месяц. Это очень много.
Если сейчас с языка цифр соскочить, то это звучит следующим образом: я сегодня себя чувствую довольно хорошо, но не совсем уверен, что так же хорошо будут себя чувствовать в ближайший год?
О. Чернозуб: Абсолютно точно. В общественном сознании, а, может быть, даже отчасти в подсознании начала проявляться определённая напряжённость, связанная с неуверенностью в завтрашнем дне. Если такая тенденция продолжится, то уверенно можно будет говорить о том, что эти опасения действительно имеют место быть и являются устойчивыми.
То есть, народ оценивает свою жизнь всё лучше, но при этом теряет веру в так называемое светлое будущее? Живет лучше, но при этом ничего хорошего не ждёт. Это нормально? Подобное бывает? Или же для вас, социологов, это какое-то новое явление?
О. Чернозуб: В данном случае я бы уточнил. У нас люди считают, что всё неплохо, и не ожидают катастрофы, но допускают, что что-то может начать ухудшаться. Почти никто не говорит о том, что у него что-то ухудшится. Напряжение вызывает общая оценка ситуации в стране. Это мы видим и по другим опросам. Вот сейчас у нас прошёл похожий замер уровня счастья. Счастлив россиянин почти так же, как и месяц назад, чуть-чуть изменилось ощущение счастья в худшую сторону. Но заметно увеличилось количество людей, кто считает, что окружающие несчастливы. С точки зрения науки, когда мы задаём человеку вопрос о том, как он считает, окружающие его люди счастливы или не счастливы, на самом деле это проекция отношения самого человека к этому вопросу. Когда он отвечает напрямую на вопрос: счастлив ли он или нет и насколько он счастлив, здесь может быть ситуация, когда человек поневоле выдаёт желаемое за действительное.
Русский человек всегда ответит на этот вопрос, что он счастлив и что у него всё нормально. Так уж у нас заведено.
О. Чернозуб: Можно и так сказать. А когда он отвечает про окружающих, про других людей, ему проще высказать правду, у него нет фильтра, нет барьера признаться в том, что что-то не так. Ему проще выразиться, что что-то не у него не в порядке. И в этом смысле мы действительно стали получать с осени 2018 года сигналы (звоночки) о том, что общественное сознание изменяется и что эти изменения выглядят неблагоприятно.
У довольных жизнью россиян пропадает социальный оптимизм
Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.