Актуально Зачем Минску большое евразийское континентальное партнёрство
• Белоруссия стремится к созданию большого евразийского континентального партнёрства, объединяющего Евразийский экономический союз с такими объединениями, как ЕС, АСЕАН и ШОС. По мнению экспертов, за этим стремлением скрывается поддержка китайского проекта "Шёлкового пути", в котором для Минска уготована роль моста между Европой и Азией. И Белоруссия намерена стать таким мостом между интеграционными объединениями Евразии. С таким заявлением выступил глава МИД страны Владимир Макей во время встречи со своим российским коллегой Сергеем Лавровым в Минске.
Белорусский министр в своей речи перечислил как минимум пять интеграционных проектов, таких как ЕС, ЕАЭС, китайский "Шёлковый путь", АСЕАН и даже ШОС. По его словам, интеграция этих объединений приведёт к созданию большого евразийского континентального партнёрства. Минск настроен на перспективу создания общего экономического пространства от Лиссабона через Минск и Владивосток до Джакарты.
Комментирует доцент департамента политологии Финансового университета при правительстве РФ Леонид Викторович Крутаков.
Почему Белоруссию потянуло на дружбу с азиатскими странами и с Китаем?
Л. Крутаков: Во-первых, не вдруг. А во-вторых, что значит, почему потянуло. Ещё в 2016 году на Санкт-Петербургском экономическом форуме Владимир Путин и президент Казахстана Нурсултан Назарбаев озвучили эту идею – идею большого евразийского партнёрства, в которое войдёт и ЕАЭС, и ШОС. Понятно, что если строить путь между Европой и Китаем, то тут не обойти ни Россию, ни Белоруссию. Кстати, и Украина должна была стать частью этого мостика, и все события на Украине во многом продиктованы тем, чтобы не допустить интеграции азиатского и европейского регионов. Фактически, Евразия – это один континент, а все коммуникации и торговые пути организованы как между двумя островами, через Суэцкий канал, длинным путём. А защиту от рисков на морском пути обеспечивают военно-морские флоты США и Великобритании. За счёт чего их господство в торговле и держится, как и в финансовой системе. Поэтому проект создания большого евразийского экономического партнёрства – это большой давний проект, который диктовала и Европа, только звучал он тогда, как пространство от Лиссабона до Владивостока. Это проект-мечта, который никак не может реализоваться.
А А. Лукашенко – человек, который встроился и пытается возглавить колонну, быть одним из организаторов. И это нормально. Но проблема не в этом, а в том, что мы озвучиваем эту идею постоянно, но дойти до её реализации в виде каких-то институтов не получается. Пока это только ШОС и ЕАЭС. Озвучить идею и логически её выстроить не просто как обоснование, а в виде экономических, финансовых институтов, инфраструктурных проектов, создания единого правового пространства – это колоссальный проект. Вот здесь пока подвижек не видно. Пока мы только на уровне деклараций.
Здесь необходимо учитывать, что Белоруссия из всех перечисленных объединений полноценным членом является только в ЕАЭС. В ШОС у неё статус страны-наблюдателя, в АСЕАН – страны-наблюдателя при Межпарламентской ассамблее Ассоциации. А какую технически роль себе отводит Белоруссия в этом глобальном партнёрстве?
Л. Крутаков: Пока идут чисто политические декларации, но тут надо, прежде всего, России шевелиться. Потому что у нас уже был проект встраивания в западное европейское пространство, и чем он обернулся? Что от нас сначала аккуратно откололи Прибалтику, а теперь откололи ещё и Украину. Любое крупное интеграционное пространство предпочитает поглощать территории частями. Тогда это дешевле обходится и проще.
И в случае с ЕАЭС, если мы не сможем сформулировать внятную политическую повестку объединения ЕАЭС… ОДКБ одного недостаточно, ЕАЭС должно стать политическим союзом. Должно быть не только экономическое объединение на основе общих интересов, это должен быть политический союз, понятный и осознанный народами и населением стран, которые в него входят, какие выгоды, для чего они объединяются. Только в этом случае, если он будет легитимизирован политически, этот проект будет работать.
Наблюдатели отмечают, что интереснее всего ситуация обстоит с китайским "Шёлковым путём". Почему?
Л. Крутаков: Потому что это единственный пока более-менее структурно выстроенный проект с понятными показателями и понятными конкретными заложенными параметрами: где какой порт построить, какую дорогу проложить, каким будет объём перевозок, какие будут бюджеты. Там бюджеты колоссальные заложены. Проект этот же предусматривает не только поставки через Транссиб и через территории, он учитывает и морские пути. Это и Джакарта, и развитие Пакистана, и развитие Мьянмы. Кстати, недавно они включили в этот проект создания новой экономической реальности в Евразии и Северный морской путь, который пролегает вокруг России и который заметно короче, чем путь через Суэц. То есть это единственный понятный и осязаемый проект, который можно построить. Поэтому на него и ставки такие большие делаются.
Охота за юанем: Белоруссия нашла нового покровителя
Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.