Авторские материалы Платишь за себя – плати и за "зайцев"!
Персоны
Сетевая общественность обратила внимание на некорректную работу валидаторов в общественном транспорте: то сломанные аппараты списывают средства с "Тройки", то деньги снимаются с банковской NFC-карты вместо "единого". О хитростях бесконтактной оплаты проезда – корреспондент "Вестей FM" Сергей Гололобов.
Началу сетевой дискуссии положил "горячий" пост одного из юзеров. Он собственными ушами услышал странный разговор двух ремонтников, обслуживающих валидаторы в автобусах. Так вот, более опытный из них учил своего молодого коллегу ставить в конце салона внешне неисправный валидатор. При этом внутри он – очень даже исправный. И тогда ничего не подозревающий пассажир прикладывает свой проездной к первому. Не получает его реакции и идет ко второму. В итоге деньги списывают оба – в качестве некой компенсации за "зайцев". Но человек об этом, скорее всего, и не узнает. Ибо никакие оповещения с той же "Тройки" ему все равно не приходят. Эксперты же о таком обмане транспортных служб российских городов не в курсе. Но проблема неработающих валидаторов им известна, говорит зампредседателя Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов.
ЗОТОВ: Мы абсолютно точно не исключаем, что такая техническая неисправность возможна. Плюс у наших активистов такое иногда действительно случается. Но чтобы это делалось специально и по всей Москве... И, конечно, пассажирам нужно не то что в соцсетях писать, а жаловаться через те инструменты, которые есть в Москве. Есть портал "Наш город", через который можно жаловаться на такие валидаторы. День-два – и эта проблема должна быть решена.
Продолжая дискуссию, пользователи соцсетей задают вопросы: а как же 7-минутный "лаг" перед повторным использованием проездных? На это другие юзеры логично замечают, что такие ограничения – только у социальных карт – студенческих и прочих льготных. А та же "Тройка" и "единый" никакого временного зазора в оплате не дают. Так что остается только жаловаться, как и советуют активисты-пассажиры. Ведь в общей эквайринговой базе видно, в каком конкретно автобусе и с какого конкретно валидатора проходили списания. И если их несколько, то можно настаивать на возврате.
Кстати, бывают ситуации, когда ни один валидатор не работает. Что касается маршруток, то там часто один такой аппарат. И если он неисправен, то водитель требует платить наличными. Понятно, что кеш "греет душу" автобусника гораздо больше. Такое требование – незаконно, и можно ехать вообще без оплаты, утверждает Илья Зотов.
ЗОТОВ: Безусловно, это незаконно. Потому что если у пассажира – карта "Тройка", условно, и на ней имеются деньги, либо банковская карточка, и на ней также имеются деньги, а валидатор не работает, в данном случае пассажир может ездить абсолютно бесплатно. И, естественно, когда не работают валидаторы, то вряд ли лишь один пассажир не смог оплатить проезд. Это – большое количество людей. И в случае, когда контролирующие органы заходят в автобус и начинают проверять билеты, можно оплатить у них.
Еще одна подмеченная общественностью проблема. Часто все свои карты мы носим в одном кошельке. И вот те из пассажиров, кто прикладывает его к валидатору, чуть позже узнают, что деньги списались отнюдь не с проездного. А, например, с банковской карты, в которой присутствует функция NFC. Ведь известно, что списания без подтверждения пароля разрешены при суммах до 1 000 рублей. Ну и если в валидаторе приоритет настроен именно на банковскую карту, то с нее и снимут. Второй вариант – списывают с того чипа, у кого сильнее сигнал, поясняет гендиректор компания Zecurion Алексей Раевский.
РАЕВСКИЙ: Просто он посылает сигналы, и какую первую карту найдет, с той и спишет. Это, в общем-то, никак не связано с приоритетом, тут просто радиоволны куда дойдут, та и сработает карта. Лучше, конечно, вытаскивать карту и ее прикладывать. Потому что когда несколько беспроводных карт, то устройство может "сойти с ума", и неизвестно, чем это закончится.
Совет эксперты дают простой: когда что-то прикладываешь к валидатору, нужно, чтобы твое списание средств где-то мгновенно высвечивалось. И тогда можно успеть среагировать, не подходя к другому аппарату. А дают такую возможность смартфоны со всё той же функцией NFC. У них получается даже двойной контроль, отмечает продюсер Wylsacom media, эксперт по гаджетам Илья Овчаренко.
ОВЧАРЕНКО: Вы просто нажимаете кнопку. У вас считывает или ваш отпечаток пальца, или лицо, и вы платите. И всё. На экране сначала высвечивается сумма по внутренней системе, а потом приходит еще и СМС от банка, что у вас деньги снялись.
Но общественники, кстати, готовы помочь тем, кто ездит на общественном транспорте. И уже в самые ближайшие дни Общероссийское объединение пассажиров проведет рейд, в ходе которого поверят работу большинства автобусных валидаторов. Плюс – обращения граждан на портал "Наш город". Жалоба, повторим, устраняется в течение двух суток.