Актуально Военное положение по-украински: без войны, с торговлей, но без выборов
• СНБО Украины на заседании 26 ноября проголосовал за введение военного положения на территории страны на 60 суток. Предложение секретаря СНБО Украины Александра Турчинова о введении военного положения поддержал Пётр Порошенко. Президент призвал депутатов Рады обсудить вопрос о введении военного положения 26 ноября в закрытом режиме. Внеочередное заседание парламента, которое должно будет утвердить это решение, назначено на 17.00 по мск. времени.
П. Порошенко заявил, что введение военного положения не означает изменения положения на линии столкновения в отдельных районах Донецкой и Луганской областей и не приведёт к наступательным действиям. Украина будет проводить исключительно действия по обороне своей территории, защите и безопасности своих граждан.
Точка зрения доцента факультета политологии МГУ им. М.В. Ломоносова, старшего научного сотрудника Института США и Канады РАН Артура Леоновича Демчука.
Всё-таки основная цель вчерашней провокации – это, безусловно, введение военного положения? Или цели были несколькими другими?
А. Демчук: Скорее, военное положение – это средство для реализации ещё каких-то целей. Во-первых, надо разобраться, кто отдал этот приказ и какая задача была поставлена перед украинскими военными кораблями? И какова была здесь роль внешних сил? Мне вспоминается похожая ситуация с поражением Грузии в Южной Осетии после наступления в 2008 году. Ведь Украиной заведомо были посланы корабли, которые серьёзной военной опасности не представляли, которых не жалко. И они, естественно, знали, каким будет ответ России. Неслучайно командир одного из кораблей сдался, осознав, что, скорее всего, их просто подставили.
Здесь организаторы провокации, конечно, воспользовались юридической двусмысленностью, что для НАТО и ЕС Крым и морское пространство вокруг него является украинским, поэтому корабли Украины должны вроде бы там беспрепятственно ходить. Естественно, для мирового сообщества это выглядит так: украинские корабли шли по своим водам и были атакованы другой страной. Естественно, сочувствие и поддержка должны быть на стороне Украины.
Ещё одной из целей данной провокации было проверить реакцию России, как она будет реагировать и какие военные возможности будут задействованы, будет ли Россия решительно отвечать на провокацию или пройдёт это всё, ну, идут какие-то катера, и пусть себе идут.
С другой стороны, сейчас, поняв, как Россия отвечает на такие провокации, руководству Украины (и П. Порошенко, и А. Турчинову) нужно сохранить лицо лидеров страны. Нужно как-то на "обидчиков" реагировать, нельзя же это оставить без внимания. Естественно, реакцию нужно сделать как можно более впечатляющей и публичной. И, естественно, проверить реакцию общественного мнения Украины на возможность теоретически и практически введения военного положения.
Обычно авторитарные политики-лидеры подобные приёмы, как известно из истории, используют для того, чтобы сплотить нацию. Для этого создаётся образ врага, и перед лицом этого образа врага нацию можно попытаться сплотить с помощью указания на этого самого врага. Плюс тем самым снизить и подавить какой-то протестный потенциал: не время протестовать против власти, когда общий враг у ворот.
Ну а в долгосрочной перспективе можно будет объяснить ухудшение экономических показателей необходимостью того, что нужно больше ресурсов перенаправлять на повышение боеготовности, что нужно модернизировать ВМФ, обеспечивать армию всем необходимым, нужно увеличивать численностью армии. Сейчас речь идёт о том, что нужно опять призвать резервистов. А где потом будут использованы эти резервисты? В зоне конфликта на Востоке Украины или где-то ещё? Или они будут использованы во внутренней политике, как реакция на массовые протесты? Но это уже вопрос будущего.
Ещё одна возможность – прозондировать общественное мнение на предмет его отношения к военному положению. Ведь если вводится военное положение или чрезвычайное положение (его можно по-разному назвать), теоретически существует возможность на какое-то время приостановить действие конституции либо убедить народ, что нужно перенести выборы на более позднее, более благоприятное время. До лучших времён доживём, тогда и проведём выборы. Либо просто выборы на какое-то время можно вообще отменить и управлять страной административно – указами президента.
Но это же вечно длиться не может? Наступит когда-то время, когда выборы придётся проводить?
А. Демчук: Да, конечно. Но для этого нужно именно эту волну истерии нагнать. В последние месяцы получается, что, поскольку конфликт на востоке Украины в Донбассе затих, активной фазы нет, возникает вопрос, ради чего украинские граждане должны нести лишения, ради чего у них должна ухудшаться экономическая ситуация, почему президент ничего не делает, почему конфликт заморожен, почему не предпринимаются активные действия. И разным политическим силам, которые на Украине воздействуют на власть, нужно как-то показать, что власть что-то делает, что непросто так ухудшается экономическая ситуация. Естественно, как один из вариантов, который остаётся в запасе, – это попытаться как-то отодвинуть выборы, их перенести. Конечно, рано или поздно все равно выборы придётся проводить, потому что власть без них теряется легитимность. Чем дольше выборы не проводятся, тем больше вопросов возникает, почему не проводятся выборы. Особенно если экономическая ситуация далека от идеальной.
Что изменится для граждан Украины с введением в стране военного положения? Там есть ведь разный перечень каких-то специальных мер, которые будут приниматься? Или же граждане мало что почувствуют, кроме тех, кого призовут?
А. Демчук: Смотря, какие это граждане. В любом случае введение военного положения предполагает увеличение ресурсов на обеспечение армии. Возможно, в ходе военного положения будет необходимо поднять оклады военнослужащим, платить им какие-то деньги за особые условия службы. То есть, в любом случае государственный бюджет будет каким-то образом перераспределяться на военные заказы и т.п. Естественно, меньше будет идти тогда денег на социальные программы и социальные нужды.
Плюс, естественно, возникает сразу повод попросить новые кредиты у Запада. Либо добиться у него какой-то отсрочки, либо списания каких-то из ранее выданных кредитов.
Какова будет реакция европейского сообщества? России ждать новых санкций теперь? В какой ситуации окажется Россия?
А. Демчук: Это, конечно, может быть использовано для каких-то новых санкций, но я не думаю, что из этого инцидента, тем более фактически то, что эти катера пытались пройти Керченский пролив, было нарушением заведомо известных правил, будут новые санкции. Катера могли пройти так же, как проходят военные корабли через Босфор и Дарданеллы в установленном порядке, получив в соответствии с процедурой разрешение. То есть, никаких ограничений на передвижение при получении соответствующего разрешения нет. Это заведомая провокация, поэтому именно Россия инициировала созыв Совета Безопасности ООН для того, чтобы показать, что здесь не было 1) каких-то злонамеренных действий со стороны России целенаправленных против украинских военно-морских сил, 2) что ВМС Украины нарушили существующие правила, о которых они знали и которых могли придерживаться. Соответственно реакция была жёсткой.
СНБО Украины проголосовал за введение военного положения
Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.