Специально для "Радио России" Приют "коробейников": что делать с торговлей в электричках?

29 ноября 2018, 11:10

"Магазин на колёсах" – так часто называют электричку те, кто пользуется этим транспортом ежедневно или в дачный сезон. Торговцы предлагают купить всё, что угодно – от заточки для лопаты и москитных сеток до музыкальных записей и редких книг. Пассажирам их активное вторжение в "личное пространство" уже изрядно надоело, однако до сих пор многие из них покупают то, без чего, пожалуй, можно было бы обойтись…

Автор репортажа Геннадий Сырков: Мои герои – люди, которые не смогли найти работу и хотят как-то найти себя в этой жизни. Они работают по своим правилам и создают некое сообщество, куда "чужакам" путь воспрещен. Они работают стихийно, навязчиво. Из электричек их никто не выгоняет. Я не раз был свидетелем того, что контролёры, следящие за "зайцами", просто проходят мимо, как будто их не замечая.

Пассажиры таких торговцев жалеют, потому что они всё-таки не просят подаяния, а пытаются что-то делать, чтобы заработать деньги, которые нужны всем.

Есть среди торговцев люди, уверенные в том, что они делают добро с большой буквы "д" и выполняют культурную миссию, – есть те, кто просто испытывает азарт, продавая товары таким образом.

Но не будем забывать о пассажирах той же электрички, которая давно превратилась в восточный базар. Я за то, чтобы в транспорте можно было бы спокойно передвигаться и отдыхать...

­Репортаж Геннадия Сыркова

О том, законно ли продавать что-либо в электричках и почему эта "услуга" до сих пор востребована у населения, говорим с экспертом – доцентом кафедры экономической социологии НИУ "Высшая школа экономики" Евгенией Владимировной Надеждиной.

Е. Надеждина: Торговля в электричках – это тип неформальной занятости, когда люди пытаются как-то заработать, но не могут встроиться в формальный рынок труда или же не хотят.

Если люди вошли в глубоко пенсионный возраст, то они не могут найти себе легальную работу – их просто никто не ждёт. Когда монополии и государство предлагают ограниченное количество мест – люди сами начинают создавать рабочие места и организовываться в неформальные трудовые сообщества.

Когда начинается такая самоорганизация – начинаются формироваться внутренние неформальные правила. Когда формальные правила (закон) и неформальные правила сталкиваются друг с другом – между ними происходит конфликт.

Кроме того, работа – это не просто зарабатывание денег, это то, что приносит хоть какое-то удовольствие. Я сама лично была знакома с торговцем, который для того, чтобы продать книгу – разыгрывал целые спектакли. Люди, торгующие в электричках, получают удовлетворение от того, что они кому-то нужны, что они делают какое-то полезное дело.

Торговля в электричках – это сугубо навязанная услуга, когда кто-то вторгается в частное пространство пассажира, нарушает тишину в салоне и лишает его заслуженного досуга. Пассажира от этого пока защитить некому, потому что как такового сообщества пассажиров не существует. Его невозможно создать, потому что каждая встреча с соседом по сидению – случайна.

Часто возникает вопрос: почему бы не легализовать торговлю в электричке? Для того, чтобы запустить качественный механизм управления этой стихией, нужно задействовать серьёзные ресурсы, прописать правила и контролировать их. Но это сложно. Пока с этим связываться никто не будет…

Полностью запись программы слушайте в аудиофайле!

Ведущие – Алла Волохина и Александр Хабургаев

Специально для "Радио России". Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация