Актуально Российский военный лётчик за неудачную посадку оштрафован на 27 миллионов

29 ноября 2018, 12:24

Сегодня статья в одной из газет начинается словами: "Хотим провести митинг в защиту лётчика старшего лейтенанта Нефёдова". Что-то новенькое в российской демократии. Оказалось, что заслуженный ас позвонил в редакцию журналистам и рассказал им о том, что выпускники Армавирского авиационного училища не могут больше смотреть на беззаконие, которое творится в отношении их коллеги – лётчика морской авиации Балтфлота Сергея Нефёдова. В мае 2017 года он в первом самостоятельном полёте на истребителе Су-27 при посадке повредил самолёт. За эту ошибку лейтенанта осудили по уголовной статье, назначив ему 2 года условно с выплатой ущерба в 27 млн рублей. Причём повреждённый Су-27 за пару недель восстановили, и теперь он снова летает. А вот лейтенанта-"уголовника" от лётной работы отстранили, хотя на его защиту встали не только ветераны, но даже его командиры.

Ситуацию анализирует заместитель главного редактора журнала "Авиапанорама" генерал-майор, заслуженный военный летчик РФ, кандидат технических наук Владимир Александрович Попов.

Сколько молодых лётчиков совершают ошибки в первом самостоятельном полёте? Как происходит дальнейший разбор полётов, если что-то повреждается при этом в самолёте?

В. Попов: Как известно, человеческий ум имеет определённые пределы. А вот человеческая глупость безгранична, особенно у чиновников, облечённых властью. Они её делают, как правило, прикрываясь должностными инструкциями, уставами, положениями и всеми остальными документами. Вплоть до того, что им просто приказали.

Действительно, подготовка лётного состава, начиная с ДОСААФ или курсантской скамьи в училищах и военных институтах, а потом в ходе службы в частях, идёт непрерывно. То есть, обучение начинается от простого к сложному и далее к совершенству. И нельзя сказать, что любой полёт, выполняемый лётчиками, штурманами, бортовыми специалистами, всегда заканчивается так, как он планировался. Случай всегда ввязывается в этот процесс и корректирует действия лётного состава. Как правило, в первом полёте, всё происходит благополучно, а вот во время второго, третьего и т.д., когда молодой лётчик хочет проявить своё "я", показать свои возможности и что-то себе доказать, случаются и ошибки. И подобное встречается довольно часто. Называется это авиационными инцидентами.

А должен ли быть самолёт в таких случаях застрахован?

В. Попов: Так оно и есть. Страховка есть в обязательном порядке.

Тогда совершенно не понятно, какие тут могут быть претензии к лётчику? Какие 27 миллионов с человека требуют?

В. Попов: Данный вопрос должен быть переадресован военному прокурору Сергею Николаевичу Фридинскому или максимум Юрию Яковлевичу Чайке. Это их подчинённые доводят до абсурда требования российского законодательства. Лётчики, совершившие авиационный инцидент, не должны приравниваться к уголовникам, которые должны быть наказаны в обязательном порядке.

Сначала надо добиться пересмотра этого дела и понять, кто на самом деле виноват в том, что лётчик в своём первом полёте совершил какую-то ошибку. Это, во-первых. А, во-вторых, меня лично интересует: если человек повредил технику и она застрахована, почему ему предъявляются претензии, хотя понятно, что и машину, и жизнь самого пилота должны страховать перед полётом? И самый главный вопрос. После этой истории у всех лётчиков-курсантов наверняка возникнет естественный страх, что можно повредить военное имущество и что это повлечёт материальной наказание. Как с этим теперь бороться? Как лётчики должны в себе этот страх побороть, если они знают, не дай бог, поцарапать самолётик, на котором они совершают свой первый полёт.

В. Попов: Безусловно, данный случай притормозит желание у молодых лётчиков осваивать авиационную технику, идти служить в авиацию в качестве лётчиков, штурманов, бортовых специалистов. Поэтому и говорят, что это "уникальный" случай, которого не должно быть. И которого нет в практике ни одной страны. Почему? Потому что военные лётчики выполняют служебно-боевые задачи, которые нужны Родине. Родина военным лётчикам ставит эти задачи. И в случае необходимости лётчики готовы выполнить любую задачу нашего руководства даже ценой собственной жизни. Вот этого не надо забывать.

Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.

­Российский военный лётчик за неудачную посадку оштрафован на 27 миллионов

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация