Специально для "Радио России" Сносить, нельзя "помиловать"! Приговор для исторических зданий
Этот дом в Калуге называли "Домом Берендея". Он действительно чем-то напоминал дома из русских сказок – был выстроен в 1910 году и являлся одним из двух шедевров "деревянного модерна" в городе. Имя его губернского архитектора Александра Яковлева до наших дней хорошо знали лишь местные краеведы. Однако оно стало на слуху чуть ли ни у каждого россиянина после того, как одним "прекрасным" утром этот дом был снесен, но наполовину – городской глава Калуги Дмитрий Разумовский мгновенно отреагировал на произошедшее и распорядился остановить снос. Правда, легче от этого не стало…
Репортаж Владимира Петрова из Калуги
О том, как определяется судьба исторических зданий, как задействовать сохранённые исторические здания, в чём достоинства и недостатки новоделов и когда возведение заново исторических зданий оправдано – говорим с экспертом Ильей Заливухиным – экспертом в области градостроительства и формирования стратегий развития городов и агломераций, членом правления Союза архитекторов России.
И.Заливухин: Снос старых зданий – это комплексная проблема. Дело в том, что если за объектом законодательно не закреплён статус "объекта культурного наследия" – с ним могут сделать всё, что угодно. Если статус присвоен – любое варварское действие в отношении здания будет рассматриваться Прокуратурой.
Задача государства, на мой взгляд, состоит в том, чтобы проявить ответственность и заранее найти памятники культурного наследия, чтобы поставить их на учёт, при этом заложив в бюджете средства на их содержание. Это превентивная мера поможет спасти многие памятники старины.
Европа в отношении сохранения объектов культурного наследия живёт строго по документам, там царит бюрократия, однако и нам неплохо было бы разработать соответствующие документы.
В случае сноса домов в Боровске это была муниципальная собственность, в Калуге – частная. Никто механизмы спасения таких объектов там не разрабатывал, что стало горьким примером для остальных. Сейчас в Боровске мэр старается исправить сложившуюся ситуацию, в Калуге решается вопрос о восстановлении дома Яковлева.
В вопросах охраны и сохранения объектов культурного наследия нужны активные собственники, нужны люди, которые желали бы развивать эти объекты и заботиться о них.
Есть ещё проблема: если мы не будем разрешать стройки вне объектов культурного наследия, то объекты будут поджигаться, сноситься, с ними всегда будет происходить что-то неприятное. Как следствие, необходимо искать компромиссы. Эта же проблема касается не только столицы, но и любых городов России.
К сожалению, так часто получается, что в центре наших городов ничего нельзя строить выше пятиэтажного дома. А если бы позволили рядом с объектом культурного наследия строить высокие многоэтажные многофункциональные здания, то их собственники могли бы прекрасно за свои средства отреставрировать объекты культурного наследия, которые находится у них под боком и требуют финансовых вложений. Эклектика – это принцип современной технологичной градостроительной архитектуры. Любой город – это сценарий жизни.
Также я уверен, что людям надо активнее обсуждать информацию в соцсетях и доводить заранее тревожащую информацию об объектах культурного наследия до городских властей.
Общественное движение "Архнадзор" осенью 2018 года во второй раз выпустило "Красную книгу зданий Москвы". В первый раз она была выпущена в 2009 году и в неё вошло 250 зданий. Какие-то из них выходят из списка, потому что за ними начинает кто-то ухаживать или они переходят в статус "памятников" и становятся неприкосновенными.
Вместе с писателем, москвоведом, сооснователем и координатором Архнадзора Русланом Рахматуллиным наша корреспондент Алёна Чумарная прошлась по району Хамовники и посмотрела, в каком состоянии находятся некоторые памятники старины. Один из самых тревожных адресов – ул. Льва Толстого, 10 (палаты Хамовного двора)…
Рустам Рахматуллин о палатах Хамовного двора
Руслан Рахматуллин обратил внимание ещё на один объект в Хамовниках – здание бывшего Химико-фармацевтического института имени Орджоникидзе, а именно на его конструктивистский корпус, построенный в межвоенный период по адресу Зубовская улица, 7. Главные его архитектурные достоинства, которые когда-то были обращены на улицу Россолимо, сейчас утрачены…
Зубовская улица, 7 и Россолимо, 4
Полностью запись программы слушайте в аудиофайле!
Ведущие – Алла Волохина и Александр Хабургаев