Актуально Накануне нового соглашения ОПЕК+ организация потеряла Катар

4 декабря 2018, 12:12

Накануне нового соглашения ОПЕК+ организация потеряла одного из старейших участников – Катар.

Объявив в преддверии встречи участников соглашения ОПЕК+ в Вене о выходе из организации, Катар дополнительно дестабилизировал и без того напряжённую из-за падения цен на нефть обстановку вокруг переговоров. По официальной версии, причина этого шага связана со сменой Катаром ориентира с производства нефти на газ. Но эксперты уверены в политической подоплёке действий Дохи, полтора года находящейся в серьёзном конфликте с соседними странами. Объёмы добычи нефти в Катаре невелики, однако демарш страны может пошатнуть позиции Саудовской Аравии, а резкий рост производства газа обострить конкуренцию на энергорынке с Россией.

На встрече 5-6 декабря страны ОПЕК+, видимо, должны будут принять решение о новом сокращении добычи и распределить квоты. Одним из немногих рисков для организации выглядит возможное желание небольших производителей нефти последовать примеру Катара и также выйти из ОПЕК.

Ситуацию комментирует управляющий партнер компании PFL-advisors Фёдор Наумов.

Министерская встреча стран-членов ОПЕК стартует 5 декабря в Вене. В том, что на ней будет решено снизить добычу, почти никто не сомневается. Главная интрига в том, насколько ощутимым будет это снижение. Аналитики полагают, что оптимальным было бы сократить добычу на миллион баррелей в сутки. И это, вполне возможно, к концу года вернёт стоимость нефти к 70 долларам за баррель.

Каков ваш прогноз? И на чём настаивать Россия? Миллион баррелей для России это много или мало?

Ф. Наумов: Миллион баррелей на всех. Но на Россию придётся определённая немалая доля. Миллион – это гораздо больше, чем вся годовая нефтедобыча Катара, которая составляет примерно 600 тысяч баррелей в сутки.

По всей видимости, ситуация идёт в сторону того, что маленькие производители сейчас торгуются за то, чтобы на них пришлась меньшая доля снижения. Основной груз снижения на себя взяли Саудовская Аравия и Россия, две страны, которые добывают нефти сильно за 10 млн баррелей в сутки.

Похоже, по этому поводу сейчас идёт торговля. Маленькие страны, как, например, Иран, заявляют, что они расстроены тем, что стоимость нефти упала на 30 долларов, несмотря на все предыдущие снижения и т.п. Хотя до этого она выросла на те же самые 30 долларов. Очевидно, что все они вместе давят на крупных поставщиков нефти, чтобы те взяли на себя основной груз сокращения добычи. По всей видимости, вокруг этого ситуация будет разворачиваться и дальше. Видимо, как раз поэтому ни Россия, ни Саудовская Аравия на той встрече, которая была на G20, не поспешили заявить точные данные об объёмах сокращения добычи, не дали никаких точных цифр. Видимо, идут какие-то переговоры, в ходе которых маленькие страны пытаются выцарапать себе какую-то дополнительную преференцию.

А нет ли у вас ощущения, что, сколько ни снижай добычу, все равно общая цена как-то не хочет подрастать пропорционально вопреки ожиданиям многих?

Ф. Наумов: Тут действуют два фактора. Первый фактор – это конкуренция. Самая крупный конкурент сейчас у ОПЕК+ – это США. Последние выстраивают свою политику примерно так же, как это было во время "бунта" 2013-2014 годов на сланцах. После того, как цены упали, они откатились по объёмам. Сейчас они рванули снова вверх, и этот конкурент всё время наращивает предложения. Очевидно, что это стратегическая задача США. В Америке и так цена на нефть ниже, чем в мире. Цена нефти марки WTI ниже, чем марки Brent почти на 10 долларов. Но, видимо, американцы хотят ещё более дешёвую нефть, потому что им это нужно для реиндустриализации, это нужно Д. Трампу, чтобы экономика США не затормозила, чтобы инфляция не ускорилась и т.д. Поэтому есть такой игрок, который всё время готов "жечь" деньги и вместо этого рождать нефть из земли.

А вторая большая проблема, которая в последние дни проявилась, может быть, как раз во многом из-за неё нефть довольно резко рухнула с 85 долларов за баррель, – видимо, спрос на нефть начинает притормаживать. Во Франции даже люди вышли на улицу. Правда, не до конца понятно отсюда на самом деле из-за чего точно, но одна из причин – стоимость бензина.

Это означает, что когда нефть уходит куда-то за 80 долларов, это начинает бить по кошельку потребителя столь сильно, что тот начинает возражать и, видимо, сокращать потребление. По крайней мере, то, что они останавливают фуры на трассах, точно сокращает потребление, пусть и в незначительном масштабе. Но всё-таки идея заключается именно в том, что когда нефть уходит за 80, потребление действительно начинает страдать, и это не даёт как бы дальше цене расти и заставляет снова обсуждать сокращение добычи. Вот эти два фактора очень серьёзные. И миллион баррелей в день – это тоже серьёзно.

Вокруг ситуации с Катаром… Не так важен сам выход Катара из ОПЕК, сколь заразителен. Вполне возможно, это пример для других небольших игроков, также, возможно, пожелавших покинуть организацию. Что тогда будет?

Ф. Наумов: Некоторое время назад, когда нефть стоила около 80 долларов, просочился слух, что Саудовская Аравия заказала исследования о том, что будет, если ОПЕК распадётся. Это точно будет нехорошо для нефти. Потому что, когда довольно много маленьких производителей и два очень крупных объединены общими переговорами, общей позицией, конечно, это создаёт определённую, если не монополию, то, по крайней мере, сильную рыночную власть, которая действительно способна на рынок повлиять.

Если эта история распадается, то Россия и Саудовская Аравия вместе, во-первых, политически очевидно теряют в глазах мирового сообщества, в глазах рынка нефти. Ну и не будут же они вдвоём сокращать добычу нефти на 1, на 2, на 3 миллиона. Этого точно не произойдёт у нас. В Саудовской Аравии тоже хотят получать больше денег. У них цена на нефть, при которой бюджет сходится, вообще около 80 долларов. Если они добычу сократят на 20-30 процентов, они все равно не дотянутся до своих заложенных в бюджет цифр.

­Накануне нового соглашения ОПЕК+ организация потеряла Катар

Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация