Актуально Выбор "Великих имён России" принёс поразительные результаты

5 декабря 2018, 12:12

Выбор "Великих имён России" принёс поразительные результаты. По итогам конкурса предполагалось переименовать в честь знаменитых личностей 47 аэропортов страны. Итоги таковы: пять названий под вопросом, а страна отказала в поддержке великим писателям и советским маршалам, предпочтя им художников и монархов. При этом некоторые регионы заметно выделяются на общем фоне.

Результаты голосования в ряде случаев можно назвать предварительными, а с юридической точки зрения последнее слово при переименовании остаётся за президентом. В остальном россияне свой выбор сделали, и этот выбор может многих удивить.

Первое, что обращает на себя внимание, – это триумф людей науки: учёных, исследователей, инженеров, изобретателей, конструкторов, особенно тех, кто связан с авиацией и космонавтикой. Владимир Шухов – в Белгороде, Дмитрий Менделеев – в Тюмени, Игорь Курчатов – в Челябинске, Константин Циолковский – в Калуге, Иван Губкин – в Уренгое, Николай Урванцев – в Норильске. Даже создатель вертолётов "Ка" Николай Камов и то победил в Томске. Сергей Королёв победил дважды: в Самаре и в Москве во "Внуково". Но столице пришлось уступить запасной столице из-за меньшего числа поданных голосов, и теперь "Внуково" ждёт повторного голосования. М. Ломоносов тоже победил дважды: в той же Москве и в родном Архангельске, но на сей раз преимущество осталось за городом, где расположен МГУ.

В отличие от людей науки люди культуры выступили откровенно слабо. Победа нашего всего Александра Пушкина в случае московского "Домодедово" – предсказуемое и понятное исключение, только подтверждающее правило. Даже один из наиболее читаемых русских писателей как в России, так и во всём мире Антон Павлович Чехов в Южно-Сахалинске с трудом и только на фотофинише обошёл хабаровского триумфатора Г. Невельского. Отдельная история – Михаил Лермонтов.

Что же касается космонавтов, основных звёзд разобрали заранее. В честь их уже названы аэропорты, которые не участвовали в конкурсе: Юрий Гагарин – в Саратове, Алексей Леонов – в Кемерово, Герман Титов – в Барнауле. Теперь к этому списку добавились ещё двое: Андриян Николаев – в Чебоксарах и Виталий Севостьянов – в Сочи.

И, наконец, можно отметить исторический и идеологический бой, отразившийся в огромном числе проголосовавших, в Мурманске, где Николай II всё-таки одолел полярника Ивана Папанина, что очень любопытно. На самом деле неожиданностей гораздо больше, чем ожидалось.

Ситуацию комментирует президент Российской ассоциации прибалтийских исследований Николай Маратович Межевич.

Как можно оценить в целом итоги прошедшего голосования? Какие для вас произошли неожиданности?

Н. Межевич: Неожиданностей было действительно достаточно много, хотя сама по себе идея мне кажется абсолютно правильной. И я не понимаю позицию своих коллег, профессоров университетов, академиков, которые говорили, что это какая-то такая популяризация, история по В. Пикулю. На мой взгляд, нет. Это абсолютно правильное, выверенное решение. В данном случае мы идём по той же модели, по которой пошли очень многие европейские страны, США и другие государства.

А если говорить о сюрпризах, то, конечно, они есть. Например, победа художников в ряде случаев более убедительная, чем писателей. Того же Бориса Кустодиева в Астрахани. Она, на мой взгляд, очень интересна.

Приятно было увидеть среди победивших имён много настоящих географов той эпохи, когда Россия двигалась на Восток, осваивала Тихоокеанское побережье. И в этом отношении очень убедительная победа Николая Муравьёва-Амурского хороша. Не случайно и то, что и Владимир Арсеньев тоже победил и тоже с хорошим результатом.

Ну а что касается Петра Великого, тут понятно. Слишком большая величина. И не просто величина, а один из символов России. Поэтому желание нескольких аэропортов взять себе это имя вполне логично. Конечно, немного удивила в Калининграде победа Елизаветы Петровны. Но почему бы и нет. Я бы голосовал, конечно, за Канта, но таков выбор жителей.

Первоначально, конечно, путаница будет огромная, когда все эти названия официально вступят в силу. Все эти фамилии наверняка будут сложны для запоминания. Когда мы прилетаем в аэропорт "Пулково", это понятно где всем. Когда объявляют о посадке в аэропорту "Шереметьево", тоже это всем понятно. Не случится ли с присвоением аэропортам имён великих людей настоящая неразбериха?

Н. Межевич: Думаю, что путаница может возникнуть в течение очень короткого времени. Когда мой Ленинград переименовали, вернули ему старое название Санкт-Петербург, с того момента прошло уже 27 лет, называем мы этот город и так, и так, но все прекрасно понимают, что речь идёт об одном и том же. Думаю, что и здесь люди привыкнут.

А что касается узнаваемости? Скажем, Владимир Высоцкий в Магадане. Думаю, что даже самые младшие россияне всё-таки знают, кто это такой, и быстро к этому имени привыкнут.

Почему названиям аэропортов дали имена великих людей России? Почему вокзалы нельзя было так назвать?

Н. Межевич: В большинстве городов России, как, впрочем, и мира, вокзал, как правило, один. И в этом смысле, когда в Таллине железнодорожный вокзал называется Балтийским вокзалом, то это некая избыточность. Потому что, во-первых, понятно, что Таллин на Балтике, во-вторых, вокзал в городе один. А когда, как в Москве, вокзалов много, то логично называть их не именами собственными, а географическими направлениями. И тут ничего более логичного нет. Казанский вокзал – и сразу понятно, что всё идёт на Восток. Или Курский вокзал – на юго-запад и т.д. По-моему, очень логично. А именно аэропорты имеют иную географическую привязку.

Насколько дорогим получится предстоящее переименование аэропортов?

Н. Межевич: Есть вещи, которые не следует измерять деньгами. То, что связано с исторической памятью. Это требует иногда некоторых затрат, но в свете цен на топливо, расходов на космические программы, инфраструктурных проектов, это такие копейки, о которых даже говорить не хочется.

­Выбор "Великих имён России" принёс поразительные результаты

Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация