Авторские материалы А я лживого узнаю по "айтрекеру"

7 декабря 2018, 16:53

Персоны

В Следственном комитете начнут выявлять лжецов по движению глаз. Сыщики возлагают большие надежды на принципиально новое изобретение в области детекторов лжи. Инновационный "Айтрекер" позволит эффективнее бороться с коррупционерами всех мастей. Работая на опережение, правоохранители предупредят десятки тысяч преступлений в стране. Как преступников выводят на чистую воду сегодня, расскажет корреспондент "Вестей FM" Мария Скородилко.

Чиновникам заглянут в глаза. В Следственном комитете России предложили каждый год проверять слуг народа на специальном полиграфе-айтрекере. Аппарат работает по новой технологии: движение глаз поможет следователям докопаться до истины. Устройство дополнит уже известный метод выявления правды – полиграф.

В этом году подобный прибор уже испытали в США и Швеции. Наши же специалисты протестирую созданную специально для них технологию. Аппарат создан на основе прибора, который с помощью инфракрасных камер способен отслеживать двигательную активность глаз. Проверка с использованием таких устройств займет в 4 раза меньше времени, чем в случае с обычным детектором лжи. У инновации есть только 2 противопоказания: полная слепота и критически низкий интеллект человека. Линзы и очки тоже не станут помехой для проверки. Сейчас подобное оборудование используют в медицине и коммерческом секторе. Врут ли наши глаза и как на практике работают основные методы детекции лжи, рассказывает полиграфолог, генеральный директор Центра прикладной психофизиологии Валерий Коровин.

КОРОВИН: Детекция лжи – это использование прибора, который называется полиграфом, и есть инструментальная детекция лжи, когда специалисты оценивают так называемые невербальные признаки поведения человека. Если их сравнивать между собой, то инструментальная детекция лжи дает более объективный результат. Поэтому профессионалы сегодня проводят комплексное тестирование.

Данные современные методы расследования преступлений широко используются в правоохранительной практике более чем 60 стран мира. Однако в реальности результаты исследований на полиграфе не всегда принимаются судами в числе доказательств по уголовным делам, делится историями адвокат Георгий Тер-Акопов.

ТЕР-АКОПОВ: Что касается уголовных дел, если обвиняемое лицо находится на свободе, то самостоятельно прибегает к этому способу. Как в принципе и в гражданских делах. Обращаются к эксперту. Но суд, к сожалению, смотрит на эти данные часто сквозь пальцы.

Технологии нейролингвистического программирования начали разрабатывать в США в 70-х годах. Многие хитрости и уловки, разработанные больше 30 лет назад, находятся под грифом секретности и сейчас. В свое время на разработку Eye-Detect Соединенные Штаты потратили более 10 миллионов долларов. Тем не менее инновация так и не смогла прижиться ни в Америке, ни в Колумбии, куда американцы пытались продавать данное изобретение. Именно поэтому эксперты предупреждают: во избежание ошибок данный прибор должен работать только в комбинации с классическим детектором лжи, говорит полиграфолог компании "Полиграф-эксперт" Олег Барышев.

БАРЫШЕВ: Одно из правил – вы должны понимать, человек – левша, правша либо так называемый амбидекстр (то есть одинаково хорошо владеет и левой, и правой рукой). От этого зависит движение глаз. Было написано, что одно из противопоказаний – это человек с крайне низким интеллектом. Необязательно крайне низкий интеллект. Взять многонациональную страну: люди разных национальностей по-разному воспринимают слова и их синонимы. Здесь точно возникнут трудности.

Более 100 лет понадобилось ученым для разработки привычного нам детектора лжи – полиграфа. Сегодня на вооружении у сыщиков существует множество форм экспертизы: анализаторы стресса по голосу, наблюдение зрачкового эффекта и даже метод, пугающий всех одним лишь названием: регистрация вызванных потенциалов мозга. О методах сортировки правды и лжи рассказывает эксперт-полиграфолог Юрий Харин.

ХАРИН: Классический полиграф, в том виде, в котором его все знают, когда надеваются провода на руки и ноги, регистрирует пульс, давление, дыхание. Еще существует устройство, считывающее движение зрачка, зрачковый рефлекс. Но оно не добилось большого успеха, потому что совершает много ошибок. Еще есть устройство, которое регистрирует вызванные потенциалы мозга. Есть ядерно-магнитно-резонансная томография. Она определяет наличие дополнительных зон мозга.

Существуют и другие технологии. Например, модели тепловизоров, с помощью которых специалисты отличают правду от лжи, когда у человека изменяется всего лишь температура тела. Так, например, в аэропортах многих стран пассажиров тестируют перед посадкой в самолет. В практике дознаний также применяется и так называемая сыворотка правды – психотропное вещество, действие которого сравнимо с алкоголем. Очевидно, ни одна страна в мире никогда не признается в применении данного развязывающего язык вещества. Однако все прекрасно знают, что такие средства существуют и их используют. Именно их вводят особо опасным преступникам, не желающим признавать свою вину на протяжении долгого времени. Под воздействием алкалоида у человека "проваливается" вся высшая нервная деятельность, нарушаются равновесие и координация движений.

Однако, несмотря на инновационность разработок мировых ученых последних лет, эксперты в один голос заявляют: именно детектор лжи в формате классического полиграфа является самым достоверным и проверенным методом в расследованиях. Полиграф в наиболее распространенных модификациях регистрирует целый набор физиологических показателей опрашиваемого – от изменения частоты и глубины дыхания до величины кожно-гальванической реакции. Сложность проверки на полиграфе заключается в том, что до настоящего времени в психофизиологических реакциях не обнаружены специфические признаки, указывающие на природу вызвавших эти реакции психических процессов (например, ложь, удивление или испуг). В связи с этим отделение реакций, отвечающее за ложь, от реакций иной природы сопряжено со значительными трудностями. Искусные мошенники стремятся обмануть сам детектор лжи.

Говоря о том, можно ли обмануть детектор лжи, специалисты однозначно отвечают: нет. Обмануть можно человека, который им управляет. Ведь безошибочных методик, выносящих вердикты – правда или ложь, не бывает. Все выводы, которые делают специалисты-полиграфологи, носят вероятностный характер. Достоверность принимаемых решений в среднем равна 80%. Эксперты довольно скептически относятся к отдельно взятой разработке. И вот почему, объясняет генеральный директор Центра прикладной психофизиологии Валерий Коровин.

КОРОВИН: Ну, будут они измерять зрачок, ну, он расширится, сузится или глаза не туда "пойдут". А все равно останется вопрос: а почему, в чем причина? Потому что все эти реакции неспецифичны по отношению к тем или иным характеристикам стимула, а уж тем более по отношению ко лжи или правде. Должны быть комплексные методики и подходы. А это может быть только одним из звеньев.

Нельзя полагаться только лишь на один метод детектора. Все протестированные ранее и уже запущенные методики должны применяться комплексно, и тогда системы по выведению лжецов на чистую воду работают с минимальными погрешностями. Тем более, как полагают эксперты, главной погрешностью новой разработки – "Айтрекера" – может стать простая симпатия лжеца к полиграфологу. Ведь при благосклонности одного человека к другому, как известно, зрачки расширяются.

Авторские материалы. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация