Авторские материалы Литературный титан. К 100-летию Александра Солженицына
Персоны
Сегодня исполняется 100 лет со дня рождения лауреата Нобелевской премии по литературе Александра Солженицына. В юбилейный год открываются музеи и памятники, проходят научные конференции, ставят спектакли и снимают фильмы, посвященные ему. О творческом наследии Солженицына вспоминает культурный обозреватель "Вестей ФМ", ректор ГИТИСа Григорий Заславский.
Солженицын – это не только Нобелевский лауреат, из тех немногих русских нобелиатов по литературе, он не только из тех уже редчайших русских писателей, чье имя знают не только в России, но и в мире, и названия чьих произведений знают в мире. Он – писатель, помнивший и понимавший важность одной из главных русских традиций: в России писатель обязательно должен думать не только о своем писательском столе и писательском поприще, что писатель в России – миссия.
Солженицын написал много, написал, среди прочего, несколько главных книг не только на русском – среди его книг есть главные книги ХХ века, – он, конечно, думал о том, что должен, обязан говорить не только с читателями, но и с властителями. И, можно сказать, что он говорил и вел диалог и был знаком с нынешним президентом России, но он обращался и к прежним властителям СССР, понимая, что в ответ может услышать одни проклятия, но в итоге дуб повалился, а теленок вернулся в Россию победителем, – это если воспользоваться названием известной автобиографической книги Александра Исаевича "Бодался теленок с дубом".
Солженицын был невероятно свободным человеком и учил этой свободе многих. Он понимал ответственность художника перед читателем, перед властью, перед Богом. Он не боялся касаться тем, для других запретных или полузапретных – отважившись на труд под названием "Двести лет вместе", загодя понимая, что в родном Отечестве многими будет не понят. Как почти все великие русские писатели, Солженицын был консерватором, и это – еще один важный урок русской литературы, оставленный нам Солженицыным.
Он был бы выдающимся русским писателем, написав один только "Архипелаг ГУЛАГ", хотя и до Архипелага, потому что повесть "Один день Ивана Денисовича" и три опубликованных в журнале "Новый мир" рассказа уже свидетельствовали о том, что голос этого писателя, его речь, ритм речи совсем другие – новые, и богатая русская литература приобрела еще одного титана, великана, как все великие русские писатели, умевшего писать и говорить о маленьких людях, о жертвах, о том, как можно выстоять, оказавшись на самом краю жизни.
Он много всего написал. Казалось бы – прочти все написанное Толстым и будь человеком, живи не по лжи. Впрочем, жить не по лжи – это уже призыв Солженицына, наследующего всем великим русским писателям, но Толстому, наверное, в первую очередь, поскольку, если воспользоваться словами уже не Толстого, а другого великого русского писателя ХХ века Андрея Платонова, Солженицын умел расслышать трепет жизни в травах, в толпах, в одинокой человеческой душе.