Картинка

Актуально Гарантии бесплатного оказания медицинской помощи и права пациентов

12 декабря 2018, 12:24

Минздрав разработал для российских граждан памятку о гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи с подробным разъяснением прав пациентов. Об этом сообщил ТАСС помощник министра здравоохранения РФ Виталий Флек. В этой памятке есть раздел, который так и называется: "Куда обращаться по возникающим вопросам при нарушении прав на бесплатную медицинскую помощь".

В. Флек уточнил, что в памятке подробно разъяснены основные гарантии защиты прав пациентов. Там можно найти необходимую информацию о страховом представителе страховой медицинской организации, а также об офисе этой организации, где гражданин гарантированно может рассчитывать на защиту своих прав на бесплатную медицинскую помощь, в том числе и при отказе в предоставлении тех лекарственных препаратов, которые входят в программу государственных гарантий.

Очень любопытно. Потому что, как мы знаем, есть огромное количество случаев, когда пациенту отказывают в предоставлении обязательных лекарственных препаратов, которые ему обязаны предоставить бесплатно, люди обращаются в страховые компании, но там разводят руками и говорят, что ничем помочь не могут. Получается замкнутый круг, который люди пытаются разорвать.

Эксперт – сопредседатель Совета общественных организаций по защите прав пациентов при департаменте здравоохранения города Москвы Игорь Викторович Цикорин.

"Госгарантии" звучит красиво, но реальность такова, что пациенты приходят в больницу, и врачи просто отказывают им в приёме. Говорят, что это у них платно, или ставят в очередь так далеко, что все равно приходится прибегать к платным услугам. Потому что те, кто жалуются на какие-то проблемы со своим здоровьем, не могут ждать. И уж тем более те, кому отказывают в лекарственных препаратах, не могут ждать какое-то количество времени. Как с этим бороться, особенно в регионах, где эти проблемы просто вопиющие и никто не знает, что с этим делать?

И. Цикорин: Всё верно. Эти вопросы двигаются, но не так быстро, как нам бы этого хотелось. Потому что любому пациенту, который обращается в поликлинику за помощью, нужна помощь именно в момент обращения, а не через какое-то отсроченное время. И здесь возникает очень много вопросов. У нас есть гарантии государства, что нам должна оказываться бесплатная медицинская помощь, есть спектр медицинских услуг, исследований и взятия анализов, которые попадают в программу ОМС по тарифам, но очень часто мы слышим от наших пациентов, что врач в той или иной форме предлагает пройти что-то дополнительно за плату. А врачи жалуются, что руководство поликлиник не в виде официального приказа, а словесно "рекомендует" это делать, заставляя врачей выписывать направления на подобные анализы. Подобное явление называется "выталкиванием в платную медицину".

Как с этим бороться? Стандартным образом. Но здесь нужно, конечно, оговориться. Врач может предложить какую-то платную помощь, какую платную сдачу анализов, исходя не из стремления "развести пациента", а действительно для получения медицинских показаний для того, чтобы дифференцировать диагноз, ускорить помощь пациенту, желая тому быстрее помочь. Он может именно с этих позиций исходить, и, дай бог, чтобы все врачи так поступали.

А в том случае, если у пациента есть подозрение, что это действительно попытка заработать на нём медицинским учреждением (но это не то, когда врач намекает дать ему в карман, и он сразу всё решит, так как это уголовное деяние, которое называется вымогательством), когда ему рекомендуют с бесплатного обслуживания перейти на платное, хотя это можно было бы сделать бесплатно, тут есть несколько путей защиты.

Первый путь – сразу идти к руководителю медицинского учреждения. Если к нему попали, это одно. Второй путь, если не попали. Звоните по телефону страховой организации, который у вас есть на полисе.

А что ей говорить? И есть ли какое-то дело у страховой компании до какого-то пациента, который возмущается, что с него трясут деньги?

И. Цикорин: На самом деле есть. Потому что страховая компания переводит деньги в данное медицинское учреждение, то есть она оплачивает ту или иную медицинскую услугу. Это мы говорим, что у нас бесплатная медицина. На самом деле у нас ничего бесплатного нет в нашей стране. Люди платят налоги, из них формируются средства Фонда медицинского страхования, и этот фонд расплачивается с медицинскими учреждениями. Все равно медицинская услуга оплачивается. Мы сейчас не касаемся тарифов, это отдельная песня. То есть, страховая компания заинтересована в контроле за теми средствами, которые она оплачивает. На 80-90 процентов на этапе обращения в страховую компанию данный вопрос решается.

­Гарантии бесплатного оказания медицинской помощи и права пациентов

Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.

Актуально. Все выпуски

Популярное аудио

Новые выпуски

Авто-геолокация