Актуально Российским госкомпаниям предписано перейти на отечественное ПО
Персоны
• Министр финансов РФ Антон Силуанов подписал директиву, согласно которой госкомпании должны будут перейти на отечественное программное обеспечение (ПО) до 2021 года. Об этом в воскресенье сообщила газета "Ведомости" со ссылкой на копию документа. Издание отметило, что факт подписания директивы о переходе российских компаний на отечественное ПО подтвердил представитель А. Силуанова Андрей Лавров. Госкомпании в течение 10 дней после получения этой директивы должны будут созвать совет директоров, а госпредставители по нему проголосовать. После одобрения на совете директоров компании в течение двух месяцев должны будут подготовить и утвердить планы перехода до 2021 года на российское программное обеспечение.
На связи со студией – специалист по кибербезопасности Андрей Игоревич Масалович.
Что за отечественный софт? И готов ли он вообще?
А. Масалович: Если бы я писал статью на эту тему, то я бы её озаглавил: "Запоздалое свидание". Потому что я сейчас помолодел лет на 20-25. 25 лет назад были такие же разговоры, но тогда они могли бы кончиться гораздо красивее и реальнее. Были реально процессоры. Это процессор "Эльбрус". Он, кстати, и сейчас есть, и, может быть, на нём даже можно компьютеры строить. Были свои операционные системы. Были свои алгоритмы, даже свои компиляторы с языков программирования. То есть, Россия вполне могла вписаться в мировое разделение труда. Сейчас, к сожалению, всё это будет происходить в режиме "ошпаренной кошки". Потому что догонять лидеров – это всё-таки не то, что работать в параллель и делать что-то своё.
Тем не менее, по каждой компоненте – и операционная система, и операционные среды, и базы данных, и прикладной софт – задачи решаемы. Просто их надо разделить на две части. Сначала оторваться от зависимости от монополистов. Например, взять не майкрософтовскую и не Oracle, а какие-то другие базы. То есть, перейти на что-то, ещё не наше, но уже с открытым кодом, с открытой платформой или с открытой лицензией. Ну и с исходниками. А уже потом сделать своё или налепить свою лычку, что теперь данная база будет считаться российской, или эта сборка Linux будет российской.
А в чём заключается необходимость перехода российских госкомпаний и компаний с госучастием на отечественный софт?
А. Масалович: Представьте себе, что у вас вот уже как 20 лет все выключатели вашей квартиры находятся у соседа. А он в последнее время с катушек съехал, пьёт, гуляет, дурака валяет. И вы от него полностью зависите. В любой момент у него настроение может совсем ухудшиться, он возьмёт, да и вырубит вам свет совсем.
Вот китайцы это поняли семь лет назад, сделали и приняли программу на 10 лет, её воплощают, и у них всё получается. А сейчас, к сожалению, с опозданием понимают это и наши.
Китайцы на ОСи Windows не сидят?
А. Масалович: Нет. Более того, если погуглить, то можно увидеть, что в 2002 году я просто был причастен к одному из проектов. Мы делали "Красный Линукс" для Тайваня. То есть, россияне делали 16 лет назад "Красный Линукс" для Тайваня.
Насколько весь этот переход будет дорогим или дешёвым? А самое главное – за чей счёт он будет происходить?
А. Масалович: Сейчас, если из этого сделать профанацию, то какие-то деньги просто попилят ради того, чтобы просто попилить, и в реальности обойдутся малыми тратами, поскольку предполагается, что сами компании должны будут принимать решения о переходе на отечественный софт и сами будут оплачивать этот переход.
Если же всё делать по-хорошему, что, правда, не очень принято в российской традиции, то надо брать чистый лист, писать на нём всё, что не достаёт: операционные среды, компиляторы, средства разработки, приложения, управление и т.п., и всё одно за другим воплощать.
Но ещё раз скажу, что выручить в данной ситуации может двухходовка. Сначала перейти на открытые программы, то есть оторваться от зависимости от лицензий, а потом уже перейти на своё.
Российским госкомпаниям предписано перейти на отечественное ПО
Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.