Актуально Четыре главных угрозы "деревянному"
Персоны
• Центробанк России, подняв свою ключевую ставку с 7,5 до 7,75 %, поставил рублю тревожный диагноз. Рост ставки – это профилактика, попытка заранее снабдить рубль "парашютом", чтобы его предстоящее падание, которым будет отмечен 2019 год, стало более плавным.
Но лекарство от ЦБ общую тенденцию, увы, не изменит. Почему ЦБ поднял ставку, понятно. Главный фактор предстоящего ослабления рубля – это ускорение инфляции, о чём свидетельствуют последние данные Росстата. Итог темпов инфляции вплотную приближается к 4 процентам. Это и есть цель ЦБ. Но настораживает постепенное её ускорение, которое в январе 2019 года разогреет повышение НДС. Следующий фактор – предстоящие новые витки санкций. Третий фактор – возобновление с 15 января рыночной покупки валюты Минфином для пополнения Фонда национального благосостояния. И четвёртый фактор – это отток капитала.
Мнение профессора Российской экономической школы Олега Константиновича Шибанова.
Совершенно очевидно, что рубль все равно будет ослабевать. Возникает вопрос, какими темпами и насколько резко это будет происходить? Какой можно дать прогноз?
О. Шибанов: В этом большую роль сыграет возвращение Центрального банка с покупками на валютный рынок. Мы уже видели, куда выходит рубль, когда Центральный банк регулярно присутствует на валютном рынке, – за пределы 70 рублей за доллар. В этом плане можно ожидать, что довольно быстро мы можем увидеть возвращение рубля туда.
Насколько глубоким будет снижение рубля: до 70 рублей, до 80 рублей, до 90 рублей за доллар?
О. Шибанов: До 80 рублей – вряд ли, а вот до 70 рублей – почти наверняка. Всё-таки ещё есть нефтяной рынок. И очень тяжело на весь первый квартал предсказывать что-либо. Тем не менее, мои ожидания, что мы выйдем за пределы 70 рублей за доллар уже в первом квартале.
Вторым фактором падения рубля называют предстоящие новые витки санкций. Совершенно очевидно, что они последуют. Это и "второй химический пакет" за якобы "отравление Скрипалей", и задержавшиеся на американской законодательной кухне новые законопроекты с санкциями. Также возможны санкции и за "Северный поток-2", и за инцидент в Керченском проливе. В общем, много за что санкции будут. Насколько сильно они могут просадить российскую экономику?
О. Шибанов: Как показал опыт 2018 года и того, что происходило с "Русалом", санкции могут просаживать российскую экономику довольно сильно. Санкции теперь оказываются точечными, бьют по конкретным компаниям и конкретным руководителям этих компаний. В результате получается, что влияние их достаточно сильное. Насколько сильное? Понятно, что экономика – это довольно инерционная машина, и в этом плане вряд ли падение темпов роста будет значительным, но лишние 0,1-0,2 процента Россия вполне может потерять.
Одним из факторов ослабления рубля называется отток капитала. Мощный отток капитала из России действительно настолько мощный, чтобы влиять на российскую национальную валюту?
О. Шибанов: В истории с притоками и оттоками довольно важны финансовые инструменты. Мы видели, что многие фонды вынимали деньги в четвёртом квартале 2018 года из-за российских инструментов. Если это продолжится, то действительно это может оказаться сильным фактором.
С точки зрения обычных оттоков капитала, когда компании инвестируют за рубежом, это совершенно неважно и это нормальный отток капитала. Но то, что у нас не будет профицита по финансовым операциям, это, скорее всего, может тоже повлиять на ослабление рубля.
Четыре главных угрозы "деревянному" в 2019 году
Программу "Актуально" ведёт Дмитрий Чернов.