Авторские материалы Домен проверяй, потом доверяй: как не попасться на удочку сайтов-фальшивок
Персоны
2/3 покупателей интернет-магазинов не могут отличить подделку от оригинального товара, а сайт-фальшивку – от официального. Таковы данные исследования среди пользователей Рунета. Чаще всего покупатели ошибаются при выборе обуви и наручных часов. Как не дать себя обмануть, разбиралась корреспондент "Вестей ФМ" Вера Десятова.
Попасться на удочку фальшивых интернет-продавцов очень просто. Их сайт может быть сделан "по всем правилам": красивое оформление, служба поддержки, даже схема проезда к магазину в центре города. Клиент оплачивает заказ, с ним связываются, он ждёт. "Товар задерживается", а менеджеры успокаивают: просто возникли трудности – нет свободных курьеров или посылка потерялась в пути. За это время магазин обманывает таким образом десятки человек, а когда претензий становится слишком много, то сайт просто закрывается, и найти владельцев уже невозможно. Однако чаще товар все-таки доходит к покупателю. Только фальшивый или бракованный.
Если быть внимательнее, то таких ситуаций можно избежать. Мошенники тоже себя выдают. Доменные имена псевдомагазинов, как правило, длинные и сложные. Подробнее об этом признаке рассказывает Герман Клименко, председатель Фонда развития цифровой экономики, директор компании Liveinternet.
КЛИМЕНКО: Когда у нас домен называется "самые дешевые сумки", то очевидно – что-то не то. Когда домен Louis Vuitton, то это – уже другая история. Надо обращать внимание на внешний вид сайта, как он стилизован. Мошенники заинтересованы в том, чтобы быстро изъять у нас деньги, и меньше тратятся на то, чтобы сделать все качественно. Поэтому, как правило, они прокалываются. На сайте видно, сколько в него вложили денег.
Еще один совет: нельзя вестись на слишком низкие цены. В погоне за дешевизной велик шанс наткнуться на объявления вроде "поставки прямо со склада", "таможенный конфискат" или "распродажа в связи с закрытием магазина". Скидки более 20% должны как минимум насторожить (если это не "черная пятница"). Бывают, конечно, "аттракционы неслыханной щедрости", но поверить в них можно, только если их организует крупный производитель на официальном сайте. Покупая товар, требуйте кассовый чек. Без этого документа у вас точно не будет шансов защитить свои права.
Кроме этого, нужно изучить отклики. Достаточно вбить в поисковике название магазина и слово "отзывы". Если продавцы уже кого-то обманывали, это обязательно всплывет на каких-то форумах. Правда, тут главное – не попасться на заказные комментарии – как плохие, так и хорошие. Если вы видите, что все отзывы – в едином стиле, будто их писал один человек, то лучше не доверять и посмотреть другие источники.
Тем, у кого всё хорошо с компьютерной грамотностью, Герман Клименко даёт еще один совет.
КЛИМЕНКО: Надо посмотреть, как сайт заботится о своей безопасности. Есть кнопочка специальная в углу – если ее ткнуть, можно увидеть, что это – небезопасный сайт. Если он – небезопасный, то мы понимаем, что его только создали.
Эксперт также советует не игнорировать рекламу, которую выдают поисковики, так как прежде чем попасть туда, магазины проходят проверку.
КЛИМЕНКО: Стартовая история похода по Интернету у многих начинается с рекламных блоков. Потому что в выдачу может попасть любой сайт, в том числе мошеннический. А если они собираются давать рекламу, то им нужно раскрыться. Поэтому в части рекламы – гораздо меньше жалоб.
Если вы все-таки стали жертвой мошенников, попробуйте обратиться к продавцу с письменной претензией. Если это не поможет, следующая инстанция – суд. Вот только стоит помнить: найти тех, кто стоит за интернет-магазином, очень непросто. Так что лучше сразу всё проверять, а потом уже – доверять.